Культ-товары
Идея международного научного проекта «КУЛЬТ-ТОВАРЫ» возникла в 2007 году, когда после проходившей в Перми конференции, посвященной современной российской литературе, филологи Марина Абашева (Пермь), Мария Литовская (Екатеринбург), Ирина Савкина (Тампере, Финляндия) и Мария Черняк (Санкт-Петербург) задумались над тем, почему академические исследователи практически исключают из сферы своих интересов те литературные жанры и тексты, которые, согласно любым статистическим опросам, наиболее популярны у читателей и, следовательно, оказывают несомненное влияние на формирование идеалов, ролевых моделей, социально-культурных убеждений и предубеждений значительной части населения страны.
Первая конференция проекта «КУЛЬТ-ТОВАРЫ: феномен массовой литературы в современной России» состоялась в 2008 году в Санкт-Петербурге, и в ней приняли участие ученые из 10 стран и 16 российских городов, что продемонстрировало очевидную актуальность такого рода проекта.
В последующие годы в рамках проекта состоялись следующие международные научные конференции:
Первое десятилетие: диагнозы и прогнозы (Санкт- Петербург, 2010)
Культ-товары-XXI: ревизия ценностей. (масскультура и ее потребители (Екатеринбург, 2012)
Топография популярной культуры (Тампере, Финляндия, 2013)
Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой (Санкт-Петербург, 2017)
Культ-товары: коммерциализация истории в массовой культуре / литературе (Болонья, Италия, 2019)
Культ-товары: локальное как ресурс массовой культуры (Иваново, 26–29 мая 2022 года)
Как можно видеть уже из перечисления тем, проект в ходе своего развития претерпел некоторые трансформации. Если первоначально предполагалось сосредоточиться на вопросах о месте массовой литературы в современном обществе и литературном процессе; о жанрах и разновидностях масслита; о соотношении литературной продукции с другими формами массовой культуры и масс-медиа; на проблемах издания, потребления и рецепции формульной литературы в современной России, то в дальнейшем стало очевидно, что невозможно ограничиться изучением только литературы и только в пределах России. Проект вовлекает в сферу своего интереса все более многообразные формы современной популярной культуры и медиа: музыку, кино, телесериалы, компьютерные игры, Интернет-проекты, социальные медиа, рекламу, различные формы потребительской активности в сфере культуры. Российская массовая культура, обладая некоторой национальной специфичностью, в то же время является частью глобальных процессов, которые тоже становятся предметом исследовательского интереса.
Все выше сказанное нашло отражение в научных сборниках, вышедших по итогам перечисленных научных конференций
- Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России / сост.: И. Савкина, М. Черняк. – СПб. : Петербургский институт печати, 2009;
- Культ-товары XXI: ревизия ценностей (масскультура и ее потребители) / сост.: И. Савкина, М. Черняк, Л. Назарова. – Екатеринбург : ИД Ажур, 2012;
- Топографии популярной культуры : сборник статей / ред.: А. Розенхольм, И. Савкина. – М. : Новое литературное обозрение, 2015;
- Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой : сборник научных статей / под ред. М. А. Черняк. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018;
- Культ-товары. Коммерциализация истории в массовой культуре : коллективная монография / ред. М. П. Абашева, М. А. Литовская, И. Л. Савкина, М. А. Черняк. – Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2020.
- Культ-товары. Массовая культура в современной России: колнструирование миров, умножение серий, монография/ отв. ред Автухович Т. Под науч. ред. М. Абашевой, И. Савкиной, М. Черняк. Гродно: Гродненский госуниверситет, 2020.
Постоянный организационный комитет
Марина Абашева / Мария Литовская / Ирина Савкина / Мария Черняк
Топография популярной массовой культуры (Тампере, 25–26 октября 2013 года)
Патриотизм, гражданственность, национализм: политические концепты в массовой культуре (Пермь, 25-27 июля 2015 года)
Культ-товары: локальное как ресурс массовой культуры (Иваново, 26–29 мая 2022 года)