Международная научная конференция «Мир через экран: полимедиальность современного искусства» (Екатеринбург, 3 декабря 2020 года)
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Уральский гуманитарный институт
Кафедра истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры
Свердловская областная организация Союза кинематографистов России
Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба»
Автономная некоммерческая организация «Д. К-Киноклуб»
приглашают принять участие в международной научной конференции
МИР ЧЕРЕЗ ЭКРАН: ПОЛИМЕДИАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Конференция пройдет в УрФУ по адресу: г.Екатеринбург, проспект Ленина 51, 3 декабря 2020 г.
Сегодня весьма актуальны проблемы перевода текста с языка одного медиа на язык другого, и перехода кино и театра из театральных и кинозалов в интернет и стриминговые сервисы. События 2020 года (пандемия COVID-19) ещё больше способствуют ускорению процесса выхода кинематографа, театра и искусства в целом в онлайн-формат. На экранах портативных устройств по всему миру проходят кинофестивали, спектакли, лекции, конференции и другие культурные мероприятия. Всё это приводит к тому, что экран становится главным посредником между человеком и окружающим миром. Экран – источник информации, чувств, эмоций. Экран практически целиком вмещает в себя реальность и становится основным посредником не только между человеком и миром, но также между зрителем и произведением искусства.
Интересно, что процессы, которые к этому приводят, продолжают некоторые тенденции культуры постмодерна: интертекст усложняется в интермедиальный текст. Интертекстуальность – одна из основных характеристик произведений искусства постмодерна, будь то литература, кино или театр. Понятие обозначает наличие целой сети диалогических связей между различными текстами, которые обычно строятся на цитатах и отсылках. В современной культуре интертекст усложняется, и помимо множественного текстового пространства появляется множественность модусов существования текста. Явление перевода искусства с языка одного медиа на язык другого (экранизация, инсценировка и т.п.) не является эксклюзивным для современной культуры, однако сегодня, в связи с развитием коммуникативных средств и ростом цифровой реальности, полимедиальность приобретает особые, невиданные ранее, масштабы. Во многом этому способствует появление новых медиа, новых носителей, экранов, медиа-платформ и медиа-сетей, в рамках которых существует сегодня аудиовизуальное искусство.
Согласно Юлии Кристевой, главный закон современных поэтических текстов в том, что «они возникают за счет поглощения и одновременного разрушения других текстов, образующих интертекстовое пространство; они, если можно так выразиться, представляют собой дискурсные альтерюнкции» [Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004, с. 272]. Одной из гипотез, которая требует философского, социологического, культурологического и эстетического анализа становится утверждение о том, что для современной культуры характерен перенос процесса становления постмодернистского интертекстуального поля искусства в сферу интермедиальности (или полимедиальности).
Этот процесс обусловлен распространенным сегодня переводом различных текстов с языка одного медиа на язык другого и синтезом разных медиа в рамках одного произведения, например, непосредственного театрального представления с видеоартом или кинематографом. Происходит становление интерактивных способов повествования, таких как видеоигры, интерактивное кино и т.п. Мир уже всё чаще воспринимается при посредничестве разного размера экранов (кинозал, телевизор, смартфон, планшет, ноутбук и т.п.).
В связи с этим, на третьей по счету конференции, которая пройдет в рамках XVII международного фестиваля-практикума киношкол «КиноПроба», мы предлагаем перейти от обсуждения проблемы документации и достоверности кинообраза к проблеме трансформации структуры опосредования киноискусства в контексте современной культуры, а также к проблеме превращения кинематографа в особый медиум для трансляции других искусств.
Основная проблема, на решение которой направлена конференция — это проблема полимедиальности или интермедиальности современного искусства, где кинематограф выходит за пределы традиционного понимания киноискусства, включаясь в организацию художественного пространства всех видов искусств . Также актуальными и интересными для обсуждения нам представляются: проблема онтологического и эстетического статуса экрана, который теперь уже не является привилегированным носителем кинематографического образа, а становится своего рода универсальным способом конструирования художественной, культурной, политической и социальной реальности; проблема оформления нового полимедиального пространства искусства.
Вопрос, который сегодня является важным для современной теории кино, философии культуры и эстетики: какое место в новом полимедиальном арт-пространстве отведено кинематографу, уже ставшему традиционным искусством в контексте визуальных медиа? Помимо киноискусства к новой ситуации также вынужден адаптироваться и театр, который активно осваивает язык визуальных медиа.
Оргкомитет конференции предлагает обсудить следующие вопросы:
- Проблема перевода произведения с языка одного медиа на язык другого;
- Трансформация кино и театра в эпоху полимедиальности;
- Время на экране: язык времени в современных аудиовизуальных произведениях искусства (кино, сериал, спектакль, видеоигры и т.п.);
- Кино в театре и театр в кино: полимедиальные модусы эстетической инкорпорации;
- Экран и сцена: полимедиальность как способ синтеза;
- Время, которым можно управлять: эстетика темпоральности в современных медиа;
- Особенности онлайн пространства как новой среды существования художественных произведений;
- Проблемы рецепции, описания и анализа сериалов как наиболее популярного жанра современного киноискусства;
Для продуктивного поиска ответов на вопросы необходимы совместные усилия ученых из разных областей знания (историки, культурологи, специалисты по старым и новым медиа, социальные антропологи, философы), практиков, работающие в системе медиаархеологии, и, конечно, всех участников кинематографического процесса.
Помимо проведения секций, посвященных рассмотрению теоретических проблем кинематографа, планируется практический семинар, включающий в себя просмотр киноматериала и его обсуждение.
Заявки принимаются до 15 ноября по адресу doc.conference15@gmail.com
Требования к заявкам: текст тезисов 1,5 тысячи знаков в Microsoft Word с указанием ФИО автора, учебного заведения и статуса, электронной почты. Предполагается публикация тезисов в сборнике (РИНЦ), а также авторам лучших тезисов по итогам конференции будет предложен вариант публикации в виде статьи в коллективной монографии. Часть статей оргкомитетом конференции будет рекомендована к публикации в журналах, индексируемых в WOS в тематические выпуски. Предусматриваются очная и заочная формы участия.
В конференции примут участие известные исследователи и практики кино из разных стран: теоретики, кинокритики, историки кинематографа; специалисты, занятые музеефикацией и реставрацией кинодокументов..
Оргкомитет конференции:
Сыманюк Э.Э. – профессор УрФУ, директор Уральского гуманитарного института;
Немченко Л.М. – доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Департамента философии УрФУ, директор фестиваля Кинопроба;
Круглова Т.А. – профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Департамента философии УрФУ;
Витушко М. В. – магистрант департамента философии УрФУ, член Совета молодых ученых;
Якимов А. Е. – аспирант департамента философии УрФУ, инженер-исследователь лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания.