Город,  Искуcство,  Регионы,  Урбанистика

Фестиваль городской среды
«Мurманистика — 2020»: череповецкий десант


Поиск арктической идентичности в условиях городских территорий Европейского Севера России оказался ключевым вопросом мотивационных сессий всероссийского фестиваля городской среды «Мурманистика 2020», прошедшего в октябре. Концепции благоустройства северных территорий обсуждались на базе Мурманского арктического государственного университета. В течение пяти дней интенсивной проектной работы на фестивале были рассмотрены основные теоретические вопросы социокультурного и исторического проектирования с кейсами регионального характера, а также вызовы северного региона (холод, темнота, природная монохромность и др.), которые презентовались как достоинства.

Первый фестиваль был организован в 2019 году студентами Мурманского Арктического государственного университета (МАГУ) под курированием доцента кафедры искусств и дизайна МАГУ, руководителя стратегического проекта «Креативный город — территория развития» Татьяны Ашутовой. На фестиваль были приглашены представители администрации Мурманска и Мурманской области, специалисты по вопросам городского развития Мурманской области, архитекторы, дизайнеры, менеджеры в сфере культуры и искусства, урбанисты, художники из Мурманска, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Архангельской областей, а также студенты-финалисты отборочного тура конкурсных заявок из Новгорода, Череповца, Санкт-Петербурга, Архангельска, Москвы и Мурманска.

Фото: Алёна Калинина

Студенты-историки Череповецкого государственного университета поделились своими впечатлениями об опыте городского конструирования и мероприятии в целом. Ценностью оказалось то, что инициатива создания проекта исходила от самих студентов МАГУ, они же участвовали и в организации.

Аналитическая часть фестиваля включала в себя лекционную и экспертную сессии. Процесс конструирования территорий развернулся с этапа предпроектных исследований. Специалисты проектного бюро «М4» Кудряшов Михаил и Крохин Андрей рассказали о модели анализа территории на основе разных источников: Интернета (население, площадь, плотность населения и развитость города), фотографий, публичных кадастровых карт, генерального плана города, в том числе изучения специфики транспортных путей и доступности территории. Ключевой задачей предпроектного этапа работы с пространством был определен историко – культурный и ландшафтно – визуальный анализ территорий, а также планирование работы с обществом. Студенты учились анализировать материалы и проводить натурные исследования в ракурсе взаимосвязи точек притяжения в северном городе, их локальной связанности, транспортной структуры, безопасности с существующим благоустройством. Поиск идентичности территории выстраивается на комплексе культурно-исторических, природно-климатических, архитектурно-градостроительных факторов, где последний уступает в поиске индентики. О художественном мастерстве в городской среде как ресурсе проектирования объяснил преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица Михаил Евдокимов.

Одним из базовых направлений благоустройства арктических городов является работа над функциональным каркасом территорий (пути сообщения, пешеходные зоны); повышением безопасности в зимнее время; разработкой преобразований города в условиях холодного климата, так как проблема согреть людей в общественных пространствах на Севере — всегда актуальна.

Идеи новых концептов территорий прозвучали на защите проектных заявок студентов по арктическому благоустройству в рамках конкурса «Мurмаnистика». Примерами эффективного преображения среды северных городов стали эскизы универсальной уличной мебели; макет Паркового Кафе и интерактивной карты МАГУ, включающей в себя билборды в корпусах университета; чат-бот и карты удобных городских маршрутов; макет интерактивной скульптуры «Вперёд Смотрящий»; проект реализации городской среды Мурманска; проект скейт – оборудования с изображениями достопримечательностей Мурманска (пространства для художников и граффитистов); проект остановки общественного транспорта «Оригами»; проект малой архитектурной формы в виде качелей «Чум», раскрашенных северными орнаментами кочевых народов, проект арт-парка «Русский Север». Так же были представлены проекты светящегося парка на набережной Мурманска, оригинальная концепция детской площадки, парк с копиями памятников Кольского полуострова и арт-объектами с информацией о бухте залива. Особенно запомнился проект экологических троп, где были станции про ледники, про травы и про северное озеро.

Фото: Алёна Калинина
Фото: Алёна Калинина

В рамках дальнейшей работы фестиваля эксперты и остальные участники междисциплинарных команд исследовали уникальные арктические территории, туристский потенциал Мурманской области, формировали предварительные концепции благоустройства (брейн-шторм) среды; участвовали в проектной мастерской, создавая мудборды, занимаясь эскизированием, макетированием, Арт-стройкой, подготовкой выставки серии малых архитектурных форм для Мурманска.

Фестиваль подарил участникам энергетику Севера, вдохновил своей историей на поиск смыслов и новых проектов. Обширная экскурсионно-познавательная программа оставила массу впечатлений. Ефимова Елизавета (студентка ЧГУ) отметила запоминающиеся факты из истории Мурманска:

«Интересно, что при строительстве порта здесь работали китайцы, даже был район «Шанхай». С 1920 начали давать названия улицам. Город стал строиться в духе конструктивизма. Новый социалистический Мурманск был спальным, административным и досуговым. Затем город развивался в архитектурном стиле сталинского ампира. После воины был помпезный проект модернизации, но денег не хватило… Сейчас тоже есть очень дорогой и футуристический проект».

Кузьмина Анна (ЧГУ) поделилась впечатлениями об экскурсии в рамках натурного исследования Мурманска, обозначила набор концептов и смыслов этой северной территории:

«Кольский мост – морская миля 160 метров. Иногда сюда приплывают тюлени. Северное сияние можно увидеть постоянно. Хочется загадать желание вернуться с северным сиянием. Город расположен на четырех террасах. Город – корабль с четырьмя палубами. Море – самый главный образ Мурманска. Понятие «Арктика» произошло от греческого «Арктус» – «Большая Медведица». Биармия (возможно из-за белых медведей)– второе название города, идёт с 980–х гг., которое дал норк, служивший английскому королю. Мурманчане гордятся советскими мозаиками на фасадах зданий. Горожане любят телебашню. Северные спортивные соревнования – важное занятие. Кола – саамское слово «коэль» — рыбная или золотая река. Оленеостровский могильник. Петроглифы – насыщены космическими смыслами. Тема поморов актуальна. Этнографические зарисовки территории связаны с выделкой шкур, орнаментальными сюжетами саамских сарафанов и рубах (жёлтый, красный, белый и синий)».

Уникальные образы территорий, найденные в истории и культуре – база для проектирования любой среды. У Севера свои смыслы. Их нужно продолжать исследовать и разгадывать, привлекать новые ресурсы и использовать разные возможности. Тогда Север станет еще более интересен и притягателен.

Фото: Алёна Калинина

Туристический потенциал Мурманской области раскрыла заведующая кафедрой Туризма и Сервиса ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» Зоя Желнина, обозначив ключевые тренды и артефакты северного туризма как одной из стратегии проектирования территории. Северные территории традиционно привлекают северным сиянием, темой полярного дня и полярной ночи, северной гастрономией (ягоды, растения), ботаническими особенностями среды, распространенной темой оленей, ледоколов, водной стихии, мягких гор, а также Териберкой, развалившимися объектами, сочетанием разрухи и модных яхт, Сейдозером, центром Кольского полуострова, петроглифами, поморской козулей, поморской регатой, североморской индустрией, минералогией, экстремальным северным туризмом и т.д. Нордификация, «Арктикаметрия», северная природа, история и культура северного края, особая периферийность, северный дизайн — все стало очевидным и значительным в работе тех, кто встретился на фестивале городской среды в Мурманске. «Мурманистика – 2020» раскрыл потенциал северных городов, наполнил их общественные пространства новыми смыслами, современными идеями и возможностями развития.

Текст подготовила Светлана Касаткина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *