Orbis Soveticus,  Искуcство,  Масскульт,  Стиль жизни

Иван Гринько, Анна Шевцова «Граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы»: алкоголь и его потребители в зеркале советской карикатуры

Этикет, выработанный поколениями, придал водке значение олимпийского факела. Пока бутылка стоит на столе, между врагами заключается перемирие. Поэтому и пьют партийные с беспартийными, начальники с подчиненными, палачи со своими жертвами. Алкоголь — великий уравнитель. Как Французская революция он декретирует мир, равенство, братство. И это позволяет советскому человеку сжиться с ложью и насилием, нищетой и бесправием. Более того, ему и не нужно бороться за свои реальные права, так как он легко их получает в иллюзорном мире опьянения.

Как бы ни было омерзительно пьянство в своем каждодневном проявлении, нельзя отрешиться от функций и результатов, привнесенных им в советскую жизнь. Трудно без ужаса представить себе те апокалипсические формы, которые эта жизнь бы приняла, будь она трезвой.

(Вайль П.Л., Генис А.А. «Потерянный рай. Эмиграция: попытка автопортрета», 1983)

Цель данной статьи – на основе контент-анализа визуальных и текстовых материалов советской эпохи, а также визуально-компаративного исследования иконографических сюжетов проследить образ алкоголя и его потребителей в массовом сознании. Для этого нам было важно исследовать следующие аспекты темы:

•          статистику и динамику «алкогольных» сюжетов, их связь с политическим и экономическим контекстом, в частности, со статистическими данными о потреблении алкоголя на душу населения;

•          «белые пятна» – сюжеты, игнорировавшиеся художниками-карикатуристами;

•          круг разрешенных для отображения сюжетов;

•          национальную специфику данной темы.

Данное исследование, с одной стороны продолжает целый ряд публикаций, посвященных роли и функции алкогольного потребления в советской повседневности [Алкоголь в социальном пространстве, 2011; Лебина, 2015; Мамяченков, 2016; Пашин, Богданов, Богданова, 2014], как историографических [Клинова, 2009], так и автоэтнографических материалов [Коротич, 2018; Левинтов, 1997; Окунь, Губерман, 2010]. Существует также большое количество исследований, анализирующих отдельные элементы данного вопроса, например, эффекты антиалкогольной кампании в СССР [Ващук, Крушанова, 2014; Дорошенко, 2016], борьбу государства с самогоноварением [Королева, Давыдов, 2016] и негативные демографические последствия советского алкоголизма [Ворошилин, 2012; Немцов, 2010]. 

С другой стороны, статья продолжает традицию изучения визуального пространства советского мира и репрезентаций в нем реальных, в том числе и негативных, социокультурных явлений [Ярская-Смирнова, Романов, 2010]. Тема алкопотребления в советский период уже рассматривалась в данном ключе [Карпова, 2008], однако карикатура как источник при этом не использовалась. Авторы уже обращались к советской карикатуре как к источнику по ряду неоднозначных аспектов советского прошлого [Шевцова, Гринько, 2016; Шевцова, Гринько, 2018] и хотели бы развить данную тему.

Для изучения советского антиалкогольного дискурса авторы обратились к не совсем традиционному источнику – официальной карикатуре. Основной объем визуальной источниковой базы содержится в журнале «Крокодил», одном из ведущих советских СМИ, тираж которого в времена расцвета достигал 6,5 млн экземпляров. «Крокодил» выходил с 1922 г., задавая тон всей советской сатире и карикатуре. Начиная с 1933 г., когда по решению Политбюро журнал был передан газете «Правда», он по сути и содержанию становится не столько развлекательно-сатирическим, сколько идеологическим и пропагандистским изданием всесоюзного масштаба. 

Анализ 729 номеров журнала, с 1950-го по 1991 г., и ряда более ранних выпусков 1920–1940-х гг., содержащих в общей сложности 19 тыс. графических изображений (иллюстрации, карикатуры), показал, что в среднем четыре из пяти номеров журнала «Крокодил» содержат минимум одно изображение на тему потребления алкоголя и алкоголизма: карикатуру, иллюстрацию к фельетону или рассказу, плакат, изошутку, комикс, рисунок на обложке и т. п. 

Важный аспект – эмоциональный градус изображений, алкоголь и его потребители часто изображались не сатирически, а юмористически [Юмор молодых, 1964]; (69/36 – здесь и далее подобным образом отмечаются выпуски журнала «Крокодил» в формате год/номер; 79/05). Мягкий сочувственный юмор в алкосюжетах свойственен, например, Виктору Чижикову в его серии «Веселая история» (70/19; 72/16; 74/25), (рис. 1). 

В целом такое внимание к теме «под градусом» говорит о том, что сама тема разрешена и поощряема, актуальна, но сами карикатуры малоэффективны и цели своей не достигают. 

Дополнили источниковую базу 97 альбомов серии «Мастера советской карикатуры», ретроспективно показывающие лучшие работы корифеев жанра, а также антиалкогольная карикатура, опубликованная в ряде сатирических журналов союзных республик. В качестве сравнительного материала привлекались советские антиалкогольные плакаты разных лет [Виртуальный музей, 2019; Пьянству бой, 2019], выборочно использовались советские издания о культуре застолья и кулинарии [Бабин, 1983; Книга о вкусной и здоровой пище, 1939; Книга о вкусной и здоровой пище, 1969].

Анализ визуальных источников позволил выявить в изображениях 15 сюжетных групп на тему потребления алкоголя, неравномерных в количественном и содержательном отношении. Рассмотрим их подробнее. 

1. Антиалкогольные кампанииАнтиалкогольные карикатуры с зелеными змиями и пьяными халтурщиками нередки и в первое десятилетие существования «Крокодила» [История глазами «Крокодила» ХХ век. События, 2014: 76–79]. Но особенно многочисленными изображения данной сюжетной группы становятся в 1970-е гг. и второй половине 1980-х гг. В 1986–1988 гг. эта сюжетная линия становится настолько актуальной, что регулярно удостаивается обложек номеров, в 1970-х гг. это происходило гораздо реже (70/09). При этом зачастую сами карикатуры подчеркивали всю неэффективность кампанейщины (74/27; 86/13; 89/29). Например, в рисунке Ю. Узбякова «Антиалкогольная кампания и алкогольная компания» (74/27) занудный лысеющий очкарик читает в парковом лектории лекцию «Пьянству бой!» нескольким пенсионерам и бабушке с маленькой внучкой, в то время как вокруг в кустах резвится еще полтора десятка нетрезвых «отдыхающих». 

В 1970-е гг. антиалкогольных карикатур становится так много, что «Крокодил» вводит специальную рубрику «Под углом 40°», которая может объединять несколько графических сюжетов и язвительный фельетон (80/25). В конце 1980-х в этой рубрике появляются не карикатуры и шаржи, а антиалкогольные плакаты, более жесткие и эмоционально окрашенные (87/33; 88/30). 

В конце 1980-х гг. журнал позволял себе очевидное высмеивание системы «сухого закона». Например, так называемые «безалкогольные свадьбы» то недосчитываются гостей («На свадьбу никто не пришел, пришлось пригласить детский сад», 88/27), то вынуждают заскучавших гостей и молодоженов «хоть песню про вино спеть» (88/30).

2. Виноделие – это хорошо. Может показаться парадоксальным, но даже в годы официальной борьбы с алкоголизмом рисунки с изображением застолий с бутылками, рюмками и графинами отнюдь не были редкостью. Причем это могли быть как изображения семейных торжеств (свадьба, встреча Нового года, 8 марта и т. п.), так и застолий юбилейных, метафорически-официальных, например, пира пятнадцати союзных республик (57/04; 57/30; 72/35), где пирующие изображены с полными бокалами. На «Праздничном столе в складчину» в исполнении В. Добровольского (57/30) рядом с «тортом Московским», «окороком Тамбовским», рижскими кильками и «Украинским хлебом» стоят бутыли грузинского вина и армянского коньяка, а перед веселыми гостями в национальных костюмах – рюмки разной степени наполненности. 

Рисунок Г. Валька и В. Добровольского «Союз нерушимый» (52/36) повествует об успехах социалистического строительства в юбилейный для страны год. Среди прочих персонажей на нем смуглянка-молдаванка с огромной корзиной винограда и цитатой из речи тов. Л. И. Брежнева на XIX съезде партии: «Молдавия является крупным районом страны по виноделию и производству консервов», а также красавец-грузин с рогом изобилия, в котором нашлось место чаю, фруктам, табаку и вину.

Создается впечатление, что даже плакаты и изображения формально антиалкогольной направленности выполняют функцию отечественного product placement. На «крокодильской» обложке июньского номера за 1985 г. (85/18) в исполнении Е. Шабельника перед Золушкой – бутылкой минералки стоит роскошная Фея-водка в бальном платье из любовно и со знанием дела прорисованных этикеток «Рябиновой», «Старки», «Русской», «Украинской степной», «Столичной», «Бендерской» и проч. Красочными этикетками портвейна, кагора и вермута обклеен симпатичный зеленый змий в украинском плакате 1972 г. [Пьянству бой, 2019]. 

Подобно тому, как сказочная скатерть-самобранка без запинки перечисляет винно-водочный ассортимент в фильме «Чародеи» (1982 г., реж. Константин Бромберг): «Портвейн, плодово-ягодное, «Солнцедар», «Кавказ», «Акстафа», «антиалкогольные» изображения эпохи дают четкое представление о реальных предпочтениях потребителя. Чтобы снизить потребление водки, государством создается достаточно обширный ассортимент крепленых вин: от очень дешевых портвейнов (в пределах 1 руб.) до высококлассных марочных вин [Вся история российского алкоголизма, 2018].

3. Характерно, что качество алкоголя в 1950–1970-х гг. редко становилось объектом для карикатуры, редкое исключение – печальный комикс 1973 г. о разведенном водой «Цинандали» [2]. Две карикатуры на эту тему появляются в 1980 г.: образ Сальери, который собирается отравить Моцарта «Плодово-ягодным» (80/05) (рис. 2), и разбавленное пиво (80/06). 

4. Советское государство ревностно оберегало акцизные доходы, поэтому самогонщики были объектом постоянной критики весь позднесоветский период (56/01, 67/3); [«Крокодилу» – 60, 1983], но пик этой борьбы приходится на конец 1980-х гг., когда самогонщики и их продукт появляются даже на обложке журнала (88/03; 88/08; 88/09; 88/13; 88/14; 88/15; 88/16; 88/17; 88/22) (рис. 3). В 1988–1989 гг. появилось множество карикатур, посвященных заменителям запрещенного алкоголя: парфюмерной продукции, сердечным каплям, дрожжам с сахаром и т. п. (88/14; 88/22; 88/26; 88/34; 89/07).

От редакции. Полностью статья Ивана Гринько и Анны Шевцовой будет опубликована во 2 номере журнала 2020 года