Сергей Крюков Живописное окно на советский «монпарнас»
На выставке патриарха пермской живописи Альберта Турбина лирические мотивы советского прошлого переплетаются с приемами французских мастеров.
Пермь не так уж и далека от Парижа. Вспомним знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, детство и юность которого прошли в городе на Каме. Минуло почти сто лет. Глядя на картины патриарха прикамской живописи Альберта Турбина, кажется, что дух самого великого Поля Сезанна вселился в художника. Конечно, напрямую воспринять его уроки Тубин не мог, мастер получил художественное образование в Орле, а из советских видных имен, в его натюрмортах и пейзажах можно отметить влияние народного художника СССР, героя соцтруда Евсея Моисеенко. В то же время Турбин, познавший суровые красоты уральского края, яркий самобытный автор.
Выставка в галерее «Пермский период» была приурочена к 80-летию Альберта Константиновича. Большой мастер пейзажа и натюрморта, живописец воспевал наш повседневный мир, создавая светлые лиричные образы.
По словам искусствоведа Валентины Худыны, Альберт Константинович появился в Перми, когда здесь уже работали такие ведущие мастера пермского искусства, представители «сурового стиля», как Евгений Широков, Тимофей Коваленко и другие.
«Восприняв лучшее от старшего поколения, своеобразных титанов советского времени, он привнес свое мироощущение в формирование пермской школы искусства. Его понимание реализма не исключало проявления некоего сезаннизма, фовизма в композиции и колорите. Свою палитру он насыщал красками уральской природы, которые наносил широкой кистью на полотно. При обращении к разным жанрам более свободно чувствовал себя в жанре пейзажа. Его произведения дышат любовью к природе и культуре Пермского края», — рассказала Валентина Худына.
Сейчас нет такой дружной самозабвенной атмосферы, какая царила в мастерских живописцев в 1970-80-е годы. Пирушки в мастерских, споры об импрессионизме и кубизме, философские разглагольствования, бобины и кассеты с музыкой, которую не услышишь по советскому радио… Ныше уже нет такой общности – меркантильный мир товарного фетишизма диктует свои законы. Но патриархи прикамской живописи хранят традиции пермского «монпарнаса» и всегда готовы устроить вечер воспоминаний и тряхнуть стариной. Вот, в вечернем, словно бы фантастическом освещении нереален кактус, весь залитый вечерней синевой. Вот скрипка, которую так любили изображать и Пикассо, и Петров-Водкин… Вот автопортрет самого Альберта Константиновича, на котором он словно загадочный волшебник, приглашает в мир красочной фантазии, где тебя встретят и Поль Сезанн, и Анри Тулуз-Лотрек, и Пабло Пикассо…
В рамках экспозиции было представлено более двух десятков произведений А.К. Турбина: пейзажи, натюрморты, портреты. Это и масштабные полотна, наполненные противоречивой индустриально-аграрной атмосферой Прикаья, и камерные вещи, звучащие в современном интерьере обертонами старого высокого стиля. Можно проследить творческий путь мастера от семидесятых годов прошлого века с сезаннистским «Натюрмортом с кактусом и гранатами» до современности, когда модернистские настроения проявляются с новой силой в автопортрете уже седого Турбина.
Фотографии автора