Марина Баканова Золотая антилопа
Многие легенды далеко не всегда оказываются сказками, а имеют под собой прочное историческое основание. Так, советский мультфильм «Золотая антилопа», снятый в 1954 году имел весьма оправданную историческо-культурную базу, хотя фактически – сценарий был написан авторами самостоятельно. И тем не менее – прообраз золотой антилопы действительно существовал, хотя для его поиска придется спуститься на несколько веков вглубь истории Южной Азии и существовавшей в то время Империи Великих Моголов.
Империя Великих Моголов была основана выходцем из Средней Азии Захир-ад-дин Мухаммадом Бабуром в 1526 году и фактически просуществовала до 1857 года, когда была полностью захвачена Британской Империей и стала колонией под названием Британская Индия. Стоит отметить, что название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах (Great Mughals), ни основатель Империи, ни его потомки сами себя так не называли.
Империя Великих Моголов включала в себя различные территории, которые в настоящее время относятся к таким страна как Индия, Пакистан, Бангладеш, некоторые районы Афганистана и Непала. Столица страны переносилась из города в город: Агра, Фатехпур-Сикри, Лахор, пока в 1598 году не закрепилась за Дели. При этом – за Лахором укрепилось название «культурной столицы», равно как и принадлежало ему ранее – в период Делийского султаната, так и в начале 20 века Лахор заслуженно назывался «Индийский Париж». Именно со средневековым Лахором, а точнее – с расположенным в 40 км от него местечком Шейхупура и связана легенда о золотой антилопе.
В Лахоре перенес свою столицу один из величайших императоров страны Акбар в 1585 году. В 1562 году он женился на Мариам уз-Замани-бегум Сахиба, урождённая Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай), которая являлась дочерью раджи Дхундхара Бхармала, собственно говоря – это была первая свадьба в династии Бабуридов, заключенная с местной принцессой (даже первая жена Акбара была по происхождению персиянкой) и именно она стала матерью Шахзаде Султана Салим Бахадура (будущий император Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир), который родился в 1569 году. 27-летний Акбар к этому времени стал серьезно опасаться за судьбу престола (хотя и передаст он его своему наследнику только в 1605 году, но те времена не отличались своим спокойствием), поскольку два его сына от первой жены скончались во младенчестве, а вторая жена долго не могла зачать ребенка. В результате совещаний Акбар решил посетить известного суфия Салима Чишти. Родившегося после его благословения ребенка нарекли его именем (Салим) и ласково прозвали Шейху – дитя многих молитв. Будучи в возрасте 16 лет Салим с семьей переезжает в Лахор – один из крупнейших и красивейших городов своего времени.
Лахор достиг пика своей архитектурной славы во время правления Великих Моголов, многие из зданий и садов которых пережили разрушительное воздействие времени. К красивейшим зданиям времен Делийского султаната были добавлены монументальные сооружения, которые мы можем увидеть и по сей день. Акбар возвел знаменитый Лахорский форт – фактически представляющий собой королевскую резиденцию, который был потом достроен Джахангиром. Были разбиты парки и сады, отстроены мечети. В настоящее время большинство образцов могольской архитектуры Лахора являются памятниками ЮНЕСКО.
Принц Салим пользовался популярностью в народе и был любим местными жителями, однако – бремя будущей власти и ответственности тяжело давило на него, как и непререкаемый авторитет отца. Возможно поэтому, более всего он предпочитал одиночество и охоту. Охотничьи угодья королевской семьи располагались в 40 км от Лахора и были весьма популярны у знати того времени. Фактически, данная местность, имевшая название Вирк Гарх, являлась заповедником дикой природы, находившимся в доступности лахорской элиты. При этом – она вовсе не была безлюдной, на ее территории находилось несколько деревень, населенных преимущественно джатами-мусульманами, которые не только занимались традиционной деятельностью, но и выступали в качестве егерей и подручных для охотящейся знати. Также неподалеку располагался городок Джандияла Шерхан, являвшимся важным провинциальным центром Империи Великих Моголов, в нем же позднее в 1722 году родится выдающийся суфийский мистик и поэт Варис Шах, которого назовут «лахорский Шекспир».
Однажды на охоте для принца Салима загнали крупного самца антилопы. Сохранившиеся ее описания дают возможность предполагать, что это была газель Чинкара, одна из самых грациозных и быстрых среди племени антилоп. До сих пор этот вид антилоп очень ценится среди пакистанской элиты и некоторые крупные землевладельцы даже разводят их в своих поместьях в диком/полудиком виде.
Принц сумел поймать антилопу живой, она очень привлекла его своей красотой, грацией и изяществом, и поэтому он дал ей имя – Масрандж – «Король антилоп» и оставил жить при себе. Антилопа сопровождала императора во всех конных прогулках, для нее был выстроен специальный дворец и создан парк. Более того, по части сведений Масрандж был обучен завлекать диких антилоп и выводить их на охотников.
Поскольку местность пользовалась явным покровительством принца, то Джахангир принял решение облагородить ее, построив крепость, основав город и выстроив летнюю императорскую резиденцию. Данное решение было им осуществлено в 1607 году вполне вероятно – как попытка вернуть себе душевное равновесие. В 1605 году умер император Акбар и его сын Салим восходит на престол под именем Джахангир, однако – уже через несколько месяцев его собственный старший сын шахзаде Султан Хусрау-мирза поднимает восстание и претендует на престол. Восстание было подавлено, его зачинщики жестоко казнены, а сам Хусрау был ослеплен по приказу отца. Понятно, что такое начало собственного правления должно было быть чем-то скомпенсировано. И Джахангир решил не только увековечить свое имя, но и имя суфия, который предсказал его рождение.
Постройка города и резиденции продолжалась с 1607 по 1620 гг и была весьма широкой для своего времени. Так, форт по размерам и инфраструктуре ненамного уступал лахорскому аналогу, а летняя резиденция с парком и вовсе строилась в новом формате. Строительно-архитектурные работы привлекли в зарождающийся город профессионалов не только со всех концов Южной Азии, но и из соседних регионов (Персия, Афганистан, Средняя Азия), часть из которых составила затем костяк городского населения.
Изначально император планировал назвать новый город своим именем – Джахангир пура, однако впоследствии поменял его на Шейхупура, возвеличив тем самым память суфия Салима Чишти. Стоит отметить, что вокруг города впоследствии сложилось довольно активное суфийское братство. А память некоторых выдающихся суфиев ежегодно отмечается местными фестивалями «мела».
Современная Шейхупура – это областной центр в провинции Панджаб, крупный город (16 место по численности населения среди городов Пакистана), однако – многое теряющий из-за расположенного поблизости Лахора. На его окраине хорошо сохранился парк и летняя резиденция императоров. Он носит название Хиран Минар. Именно в этом месте и жила знаменитая золотая антилопа, здесь она и умерла от старости, и над ее могилой Джахангир велел выстроить высокую башню (Хиран – с урду «антилопа», минар – с урду «башня»), как память о своем преданном и, пожалуй, единственном настоящем друге.
Довольно жестокий по своей натуре император имел очень ограниченное число людей, которым мог доверять, и не имел друзей вовсе. Королевская власть в основе своей не предполагает дружбы, поскольку отношения строятся исключительно на основе – повелитель и подданный. Кроме того, Джахангир хотя и управлял огромной империей и весьма успешно – годы его правления представляли собой «золотой век» даже среди в целом «золотого века правления 4-х могольских императоров» с прекрасной экономической и политической ситуацией и практически без войн и внутренних распрей. Но тем не менее, императору куда ближе экономики и политики были культура, искусство и поэзия. Бессловесное и, несомненно, умное животное заменило Джахангиру друга, общение с антилопой стало для него своеобразной отдушиной в жизненной рутине.
В настоящее время комплекс Хиран Минар конечно не сохранился полностью. Однако, даже того, что есть достаточно для понимания уровня богатства и власти Великих Монголов. Более того, поскольку Хиран Минар был включен в список кандидатов на памятник ЮНЕСКО с 2017 года началась его активная реконструкция при участии французской архитектурной компании.
Над могилой антилопы был построен минар – высокая башня. Изначально ее высота достигала 30 метров, но со временам верхняя часть разрушилась и восстановленный в настоящее время фрагмент намного ниже. В середине парка находится грандиозный водный резервуар, безупречной прямоугольной формы, размерами 229*273 метра, также имеются пандусы, которые обеспечивают доступ людям и животным к воде. Водный резервуар пересекает дамба, соединяющая минарет с павильоном по оси, проходящей через ворота. В центре водного резервуара расположен восьмиугольный павильон, построенный в эпоху правления Шах-Джахана – сына императора Джахангира. Он двухэтажный и увенчан крышей чхатри, служившей каменной беседкой. Архитектура павильона схожа с архитектурой Шера Мандала в Пурана-Киле (Дели), возведённого при падишахе Хумаюне. При входе на эту дамбу располагаются 2 башни, в которых ранее располагалась охрана (такие же башни расположены во всех четырех углах квадратного озера). Детально никто не проверял, но есть легенда о том, что проникнуть в эту беседку можно было не только со стороны парка. Местные жители говорят, что когда-то она соединялась тайным подземным ходом с королевскими покоями в Лахоре и конный всадник мог проскакать по нему за полчаса от одного города до другого. Именно таким образом император несколько раз спасался от покушений на его жизнь.
Через некоторое время Джахангир запрещает охоту в Шейхупуре и делает ее местом своего отдыха. А почему же антилопа была названа «золотая»? Дело в том, что в знак своего высочайшего расположения император приказал позолотить своему любимцу копыта и подковать его золотыми подковами. Животное двигалось очень быстро и поэтому народу во время императорских выездов казалось, что из-под его копыт вылетают золотые монеты (более того – антилопа иногда действительно теряла свои золотые подковы, которые местные жители находили). Собственно именно это и породило легенду. Немедленно заговорили о том, что император так богат, поскольку владеет чудесной золотой антилопой. Из поколения в поколение рассказы переросли в милую сказку о золотой императорской антилопе.
В настоящее время парк Хиран Минар одно из любимейших мест отдыха жителей Шейхупуры. Они любят заходить в беседку на воде. Она построена по очень точному архитектурному расчету – в нее никогда не попадают прямые лучи солнца, но внутри всегда светло, а система окон образует прохладный ветерок с озера, даже когда на улице полный штиль.
Джахангир был известен как тонкий ценитель искусства, обладавший незаурядным литературным талантом и покровительствовавший развитию изобразительного искусства при своём дворе. Его дневник «Джахангир наме» по литературному вкусу и уровню ничуть не уступает всемирно известному дневнику прадеда «Бабур наме». Кроме того, научные изыскания, изложенные в нем имеют крайне разнонаправленную тематику: изучение сплавов с содержанием метеоритного железа, разведение журавлей, этимологию и прочее. Кроме того – нередко встречаются и записи чисто философских изысканий и размышлений.
Несмотря на огромную процветающую огромную империю и абсолютную полноту власти, а также на то, что после смерти отца он смог жениться на своей любимой женщине (Нур Джахан), Джахангир по сути оставался очень одиноким человеком, которому требовалось место для уединения, чтобы обрести душевный покой. Таким местом для него стала Шейхупура.