Выставка «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре». Самара, Самарский областной художественный музей (26 февраля — 21 мая 2021 года)
Авангард — синоним эксперимента в искусстве. Для филиала Третьяковки в Самаре он является главным ресурсом, помогающим осмыслять наследие прошлого, понимать современность и намечать перспективы будущего.
Проект включает две выставки — «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» и «Художники у станка. Искусство после революции». Они открывают для широкого зрителя имена художников, чьё творчество пришлось на переходный период между русским авангардом и соцреализмом. Основываясь на коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Самарского областного художественного музея, обе выставки показывают единый вектор художественных процессов в Москве и Самаре.
Один из приоритетов научной работы филиала Третьяковки в Самаре — исследование локальной художественной жизни, её историческая периодизация и осмысление в общероссийском контексте. Авангардному наследию здесь принадлежит особое место. Здание Третьяковки в Самаре — Фабрика-кухня — это шедевр конструктивизма, неразрывно связанный с эстетикой авангарда. Поэтому именно авангард как синоним эксперимента в искусстве — главный ресурс самарского филиала, позволяющий осмыслять наследие прошлого, понимать современность и намечать перспективы будущего.
Выставка «Передовой отряд» — это совместное исследование филиала Третьяковской галереи и Самарского художественного музея. Нашей целью было обращение к истокам нового художественного языка, впервые пришедшего в город после Октябрьской революции.
Выставка представляет собой целостный архитектурный проект, полностью преобразующий главное пространство Самарского художественного музея — мраморный зал. Всего на выставке представлено шестьдесят произведений из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Самарского художественного музея и частных собраний.
Первая часть экспозиции, «Музей-мечта», воспроизводит неосуществленный проект первого в Самаре музея современного искусства по типу Музея живописной культуры (МЖК), работавшего с 1919 по 1929 годы в Москве и ставшего первым в мире музеем современного искусства под руководством художников — Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко и других.
Вторая часть экспозиции, «Новая фигуративность», посвящена творчеству художников, работавших в Самаре в 1919–1921 годах: Самуила Адливанкина, Николая Попова, Георгия Ряжского, впоследствии образовавших группу «НОЖ» в Москве. Именно в Самаре были заложены основные художественные принципы этой группы, совпадающие с магистральными поисками эпохи двадцатых, — возвращению в искусство человека с его живыми эмоциями, но уже как коллективного субъекта в контексте сюжетов и образов, призванных воздействовать на широкие народные массы. Путь этих художников воспроизводит самый драматичный сюжет эпохи — превращение идеалов авангарда 1910-х в соцреалистическую доктрину 1930–1950-х годов.
Всего на выставке будет представлено 60 произведений из коллекций Государственной Третьяковской галереи и Самарского художественного музея.
Кураторы: Константин Зацепин, Татьяна Петрова
Архитекторы экспозиции: Александр и Ольга Филимоновы
_____________________________________________________________________
Организаторы проекта:
Государственная Третьяковская галерея
Филиал Государственной Третьяковской галереи в Самаре
Самарский областной художественный музей
Проект реализован при поддержке Л.В. Михельсона