Афиша,  Искуcство

Выставочный проект «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». Санкт-Петербург, ЦВЗ «Манеж» (24 марта — 16 мая 2021 года)

Манеж представляет межмузейную художественную выставку «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». 

Проект подготовлен Манежем и Государственным Русским музеем в партнерстве с Государственным Эрмитажем и Государственной Третьяковской галереей, при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также при участии Мариинского театра, Санкт-Петербургской Академии Художеств и 32 ведущих музеев России, в сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией по развитию искусства и культуры «Свободные художники» (АНО «СХ»). 

Александр Матвеев. «Надевающая чулок». 1912. Фото: Государственный музей городской скульптуры

«В основе проекта лежит масштабное научное исследование, длившееся более двух лет, цель которого заключается в возможности показать зрителю редкие и особо значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII-начала XX вв.» 

Елизавета Павлычева, куратор проекта, заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж» 

Посещая выставку, зрители смогут увидеть свыше 150 уникальных скульптурных работ, отобранных из собраний Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея городской скульптуры, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Царицыно», Центрального военно-морского музея, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея истории религии и многих других. 

Владимир Беклемишев. «Деревенская любовь». 1896. Фото: Научно-исследовательский музей при Российской академии художест

«В экспозицию вошли не только признанные шедевры, но и произведения, которые ранее практически не выставлялись. Именно благодаря этой выставке они вольются в историю русской скульптуры. Этому поможет фундаментальный научный каталог, в иллюстративный ряд которого включена не только станковая, но и монументальная скульптура, и по сей день украшающая Санкт-Петербург».

Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры Государственного Русского музея 

Михаил Козловский. «Филоктет». 1789. Фото: Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино»

Немаловажную роль играет художественное решение пространства выставки, осуществленное в сотрудничестве с оперным режиссером Василием Бархатовым и Творческой мастерской «Циркуль». 

«Архитектурное решение проекта предусматривает трансформацию выставочного пространства Манежа в прообраз нескольких императорских театров. Так, например, пространство аванзала превратится в театральное фойе, в котором слышны звуки настройки оркестра. Первый этаж станет аллегорией исторических мировых сцен. Второй этаж – прообраз закулисья театра. Перемещаясь из одного пространства в другое, посетители выставки смогут познакомиться с творчеством крупнейших мастеров русской классической скульптуры под звучание оперных арий той эпохи».

Александр Кривенцов, архитектор 

Наполнение пространства оперным звучанием формирует дополнительное измерение и позволяет под иным углом взглянуть на красоту и эстетическую самодостаточность такого направления искусства, как скульптура. 

Михаил Блох. «Портрет Максима Горького». 1918. Фото: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

«Трудность заключается в том, что у обоих жанров в голове обывателя сложилась стойкая самодостаточная репутация. Репутация некой чрезмерной утонченности, красивой условности и элитарной академической скуки. Хотелось, чтобы не возникло ощущения, что мы пытаемся выручить одно направление искусства другим. Чтобы скульптуры не стали декорацией к опере, а опера не стала музыкальным сопровождением к выставке скульптур. 

Мы просто даем работам новый язык общения со зрителем. Даём им «право голоса». При этом осознавая, что попытка проникновения одного в другое ведёт либо к умножению красоты и содержания, либо к неминуемой пошлости. 

Идея заключалась в том, чтобы зритель мог будто перешагнуть через оркестровую яму во время оперного спектакля и оказаться в центре застывшей мизансцены, где каждый герой скульптуры исполняет свою оперную партию и помещён в обстоятельства согласно либретто и музыкальной драматургии. Где зритель способен, приблизившись, выделить для себя из общего ансамбля любого героя, слышать и рассматривать только его, перемещаясь по сцене и закулисью.» 

Василий Бархатов, оперный режиссер. 

На выставке представлены работы талантливых мастеров русской скульптуры, среди которых: Н. А. Андреев, М. М. Антокольский, Н. Л. Аронсон, Р. Р. Бах, В. А. Беклемишев, А. Н. Беляев, Л. А. Бернштам, М. Ф. Блох, В. С. Богатырёв, В. А. Ватагин, А. В. Вернер, И. П. Витали, С. М. Волнухин, С. И. Гальберг, И. Я. Гинцбург, А. С. Голубкина, Ф. Г. Гордеев, В. И. Демут-Малиновский, Г. В. Дерюжинский, М. Л. Диллон, Л. А. Дитрих, И. С. Ефимов, Г. Р. Залеман, Р. К. Залеман, С. И. Иванов, К. В. Изенберг, Ф. Ф. Каменский, П. К. Клодт, И. Ф. Ковшенков, В. В. Козлов, М. И. Козловский, С. Т. Конёнков, Ф. П. Крейтан, В. В. Кузнецов, Н. А. Лаверецкий, Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. В. Логановский, И. П. Мартос, А. Т. Матвеев, Б. М. Микешин, М. О. Микешин, А. Л. Обер, А. М. Опекушин, Б. И. Орловский (Смирнов), Н. С. Пименов, С. С. Пименов, И. И. Подозёров, М. П. Попов, И. П. Прокофьев, Н. А. Рамазанов, Ю. Н. Свирская, П. П. Соколов, П. А. Ставассер, Д. С. Стеллецкий, А. И. Теребенев, Ф. П. Толстой, П. П. Трубецкой, С. А. Ухтомский, А. Р. Фон Бок, М. А. Чижов, И. Н. Шредер, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин. 

Всего 65 имён скульпторов. 

В период работы выставки выходит в свет каталог «Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», составленный в академических издательских традициях. Каталог максимально передает красоту скульптуры, представляя каждую работу в художественных фотографиях, выполненных в нескольких ракурсах и со вниманием к деталям. Биографии и аннотации подготовлены профессиональной командой научных сотрудников музеев. 

«Мы надеемся, что каталог будет в равной степени интересен как специалистам, так и любителям искусства. Впервые, здесь в таком объеме собраны сведения о произведениях как широко известных, так и полузабытых мастеров русской скульптуры.» 

Владимир Евсеев, советник директора по научной работе ЦВЗ «Манеж» 

Кураторская группа: 
• Елена Карпова (Руководитель кураторской группы, Государственный Русский музей) 
• Наталья Логдачёва (Государственный Русский музей) 
• Эвелина Тарасова (Государственный Эрмитаж) 
• Владимир Евсеев (Центральный выставочный зал «Манеж») 
• Елизавета Павлычева (Центральный выставочный зал «Манеж») 

Концепция: Павел Пригара 

Постановка: Василий Бархатов 

Архитектурный проект: Александр Кривенцов (Творческая мастерская «Циркуль») 

Графический дизайн: Андрей Шелютто, Ирина Чекмарева (Faro Studio) 

Дизайн звука: 
Александр Айдакин, Сергей Макаров, Дмитрий Ёлкин, Денис Калядин 

Застройка: 
Decor-Atelier, Наталья Корчагина

Источник: http://manege.spb.ru/events/vystavochnyj-proekt-nepodvizhnost-russkaya-klassicheskaya-skulptura-ot-f-i-shubina-do-a-t-matveeva/