Светлана Касаткина Индустриальная тема в творчестве череповецких художников во второй половине XX — начале XXI века
Индустриальные города и производственный потенциал территорий сформировали промышленную тему в искусстве, восприятие которой определяет их образы. Исследованию истории художественной жизни Череповца с 60-х гг. XX — начала XXI в., а также изучению работ череповецких художников в индустриальной специфике посвящена данная статья.
Ведущим жанром живописи художников Вологодской области всегда оставался пейзаж. «К нему обращались практически все художники. В 1990-х и начале 2000-х годов в живописи вологодских художников начинает преобладать линия традиционной реалистической живописи, в которой пейзаж занимает доминирующее место» [Изобразительное искусство… , 2021]. Череповец по разным причинам был оторван от этой практики и стал городом, в котором со второй половины XX века сформировались новаторские тенденции промышленной темы в живописи и скульптуре.
В 50-е годы XX в. в Череповце начал строиться металлургический завод, в 70-е годы XX в. появились объекты химической промышленности. В город приезжали строители, формируя его новый «социальный капитал». Р. С. Колокольчикова справедливо замечает, что «местные власти Череповца при хроническом отставании развития материальной базы социально-культурной инфраструктуры города от темпов прироста населения, низкой обеспеченности горожан учреждениями культуры стремились использовать разнообразные приемлемые формы культурного развития и обслуживания населения» [Колокольчикова, 2009: 143—144]. Для освещения производственной темы череповецкой стройки в 1970-е гг. в Череповце на базе Череповецкого металлургического завода под руководством заслуженного художника РСФСР В. Н. Корбакова была организована республиканская индустриальная группа художников. В состав группы вошли заслуженный художник России В. А. Ветрогонский (Ленинград), заслуженный художник РСФСР А. В. Пантелеев (Вологда), народные художники России Суло Юнтунен (Петрозаводск) и Д. В. Журавлев (Новгород), А. М. Колчанов (Киров) и Э. Г. Браговский (Москва) [Шалаевская, 2012]. В группе работали не только живописцы, но и графики, скульпторы. Приезжал в Череповец и ленинградский скульптор, Народный художник СССР, академик Российской Академии Художеств, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина Б. А. Пленкин. С художниками заключались договоры на творческие работы, которые иногда длились продолжительное время. Достойная оплата труда, возможность получить мастерскую и жилье были мотивом заниматься художественной работой в городе металлургов. Произведения авторов объединяла тема рабочего человека, тема индустриального промышленного пейзажа. «Образ стройки перерастает в образ созидательного труда, овеянного суровой и героической романтикой» [Николаева, 1983: 135]. Художники Череповца уверенно вписались в общий тренд того времени, посвятив свои работы труду череповецких строителей, сталеваров, химиков. В их творчестве присутствует индустриальный пейзаж с крупными промышленными зданиями и сооружениями. Заводы аллегорично вплетены в образ города, неразрывно связаны с ним. В сюжетах произведений ощущается мощь тяжелой индустрии, ответственность трудящихся перед теми задачами, которые на них были возложены. Несмотря на суровые реалии металлургического производства, в картинах, графических репортажах и скульптурах, посвященных Череповцу, раскрыта особая красота промышленной архитектуры, ощутима суть «металлургической цивилизации». Эта особенность художественного творчества имеет социально-нравственное значение, так как способствует воспитанию разумных потребностей и созидательных интересов человека и общества.
Серию работ о Череповце «Северная Магнитка» создал Владимир Ветрогонский. Творческую специфику художника оценивает В. И. Филиппова, отмечая, что «уже в первых графических работах этого автора можно отметить стремление отразить красоту северной природы, трудовой пафос рабочих будней Череповецкого металлургического комбината, романтику мощной индустрии. Графические серии «Заводские будни» (1953—1957), «Северная Магнитка» (1959—1971), «По родному Северо-Западу» (1953—1971) и многие другие серии этого автора являются интереснейшими повествованиями, острыми и выразительными, созданными мастером наблюдательным, влюбленным в окружающую жизнь» [Филиппова, 2016: 179]. Художественными сюжетами линогравюр, литографий и акварельных работ В. А. Ветрогонского стали образы металлургов, атмосфера строящегося города, интенсивность труда сталеваров и строителей, доменные печи, масштабное оборудование завода, расплавленный металл, природа Русского Севера.
В 70—80-е годы XX в. тема промышленного пейзажа раскрылась в творчестве заслуженного художника РСФСР А. В. Пантелеева. В его работах произошел сплав авангарда и реализма, проявился «суровый стиль». Индустриальные пейзажи и произведения, связанные с технической темой в творчестве А. В. Пантелеева 1950—1980 гг., рассматриваются И. Б. Балашовой. Полагаясь на мнение искусствоведа, необходимо отметить, что А. В. Пантелеев обращался к индустриальной теме в связи с исторической спецификой своего времени — ролью промышленности в построении социализма, а также в силу личной заинтересованности художника, выполнявшего государственный заказ. «Создание Пантелеевым цикла произведений о роботах отразило важную для отечественного и мирового искусства проблему постижения сущности технического переворота, произошедшего в XX в.» [Балашова, 2009: 6]. Художник верил в торжество прогресса, раскрывая в своем творчестве обобщенный образ индустрии как ведущей приметы современности.
От редакции. Полностью статья «Индустриальная тема в творчестве череповецких художников во второй половине XX — начале XXI века» Светланы Касаткиной будет опубликована в 1 номере журнала 2021 года