Михаил Тимофеев Пейзаж с фабрикой: визитная карточка города Иваново
Отдельные локусы провинциальных городов достаточно широко растиражированы в рамках туристических практик репрезентации места. В ряде случаев они выступают в качестве визиотипа, репрезентирующего тот или иной локус. Достаточно вспомнить Золотые ворота Владимира, костромскую каланчу, Знаменскую башню в Ярославле и целый ряд других визуальных маркеров мест. В рамках туристического маршрута «Золотое кольцо России» город Иваново выделяется как своей относительной молодостью (Иваново-Вознесенск был образован путём слияния промышленного села Иваново и Вознесенского посада в 1871 году), так и своей моноиндустриальной историей (с середины XIX века село было известно как крупный текстильный центр — «русский Манчестер», став в дальнейшем центром специфической равниннофабричной цивилизации) [См.: 9]. Репрезентацию индустриального ландшафта города в живописи и других художественных практиках можно проследить с конца XIX века по настоящее время. Казалось бы, что изображение фабрик неизбежно должно было бы стать визиотипом города, однако этого не случилось.
Настоящая статья позволит проследить историю конструирования индустриального облика города Иваново (до 1932 года Иваново-Вознесенска) в разных видах визуальных искусств, а так же найти ответ на вопрос, почему у города отсутствует узнаваемый визуальный маркер, связанный с его специфическим городским пейзажем.
Первым художником, запечатлевшим виды города фабрик был М.К. Ефимов. Его работы «Русский Манчестер. Иваново-Вознесенск. Вид с Покровской горы в сторону Туляковского моста» (1895), «Фабрика Гарелина» (1896), «Иваново-Вознесенск. Река Уводь с Соковского моста» (кон. XIX — нач. ХХ в.) представляют собой «открыточные» виды на избранные производственные ансамбли того времени. Эти вполне узнаваемые и в настоящее время локусы значительно изменились в деталях – исчезли деревянные постройки, появилась дамба и новые мосты через реку Уводь, так что изображённое художником половодье в центре города сейчас невозможно.
Следует отметить, что неотъемлемой частью процесса визуализации фабричного ландшафта являлся выпуск на рубеже XIX-ХХ веков открыток с изображениями города. На них можно увидеть как фабрики, находившиеся в центре города, так и на его периферии. Чаще всего это пейзажи, охватывающие целиком весь производственный комплекс. Это и показанные на картинах Ефимова Куваевская мануфактура и фабрики Гарелиных, а также фабрика Я. Фокина и заварка Новиковой в центре города, многочисленные виды фабрик Дмитровской слободы и Вознесенского посада на его периферии.
Наряду с изображением краснокирпичных корпусов с высокими трубами, как на картине И. Машкова «Пейзаж с фабрикой» (1912-1913), появляются виды города мануфактурного периода с набойными корпусами и сушилками для ситцев на третьих этажах, как на работе В. Пахрова «Старое Иваново» (1917).
Большая часть текстильных фабрик, построенных в Иваново-Вознесенске в конце XIX и начале ХХ века, не имела сколь либо выдающихся архитектурных решений, если не принимать во внимание различные пространственные решения и мелкий декор водонапорных и технологических башен. Исключением являются лишь выполненные в выразительных формах позднего модерна отбельный и ситцепечатный корпуса фабрики И.К. Маракушева, практически недоступные для обозрения за пределами территории предприятия.
Фабрикант и краевед Я.П. Гарелин в своей книге «Город Иваново-Вознесенск, или Бывшее село Иваново и Вознесенский посад» так описывал свой город:
«С северо-восточной стороны глазам зрителей представляется прекраснейшая картина: на переднем плане река, по берегам которой в виде гирлянды тянется ряд фабрик; над ними постепенно поднимается город, блестя золочеными главами церквей и выставляя местами высокие фабричные трубы вперемешку с крышами домов. Вид с западной стороны, от Дмитровской слободы ещё эффектнее — широкой дугой, обращённой к зрителю, раскинулся город, поднимаясь высоко множеством фабричных труб, так что отсюда можно составить понятие об Иваново-Вознесенске как фабричном городе» [См.: 2].
На многочисленных товарных знаках и этикетках того времени изображались не собственно фабрики-производители, а некие обобщённые образы краснокирпичных корпусов с поднимающимися над ними дымящими трубами, порой представленные в монохромном варианте.
Время восстановления текстильной промышленности после гражданской войны нашло отражения в живописи лишь в работе А. Шушунина «Фабрики оживают», созданной в 1967 году. Между тем, художники 1920-х активно командировались на фабрики и заводы, рудники и шахты. В экспозиции Ивановского художественного музея представлены две работы того времени, не имеющие отношения к Иваново-Вознесенску. Это картина Г. Шегаля «На текстильной фабрике» (1927) и А. Дейнеки «Собрание работниц “Трёхгорки”» (1928), отражающие творчество Ассоциации художников современной России и Общества станковистов.
В Иваново-Вознесенск для создания картины о ткацком производстве Изогизом в 1930 году был командирован художник А. Самохвалов [См.: 2, с. 21]. Из поездки художник привёз девять акварельных этюдов и две работы, написанные маслом — «Ткацкий цех» и «Печатный цех». Он был поражён колористикой увиденного. «Ярко-белая архитектоника ткацкого цеха, ярко-зелёные станки, ярко-красные детали и детали цвета металла создавали симфонию этого цеха. Обилие света и цвета удовлетворяло целиком потребность в красоте. Две-три юные ткачихи спокойно, как няни, ходили среди станков плавными движениями, как бы одобряя их довольно буйный ритм и с той же человеческой ловкостью исправляя возможные неполадки. А шпульница в белой кофточке с чёрными полосами точно танцевала среди станков, устанавливая новые шпульки и забирая из красных ящиков израсходованные», написал он в воспоминаниях [См.: 8, с. 128-129].
Во второй половины 1920-х индустриальная тема активно используется на рисунках агитационного текстиля. Пожалуй, самыми интересными изображениями фабрик в этот период были работы наиболее известного художника текстильного рисунка С. Бурылина: «Серп, молот, фабрика» (1924-1928), «Фабричный гудок», «Фабрика» и несколько вариантов рисунка «Фабрики», «Заводское утро», «Индустрия», «Стройка» (1930), «Городской пейзаж» (1930-1931), «Индустриальный мотив» (1931). Следует обрать внимание и на работы других авторов: «Фабричные корпуса, звёзды, шестерёнки» П.Г. Леонова и Р.Г. Матвеева (1930), ситец «Индустриальный» Д.Н. Преображенской (1930). Все эти рисунки являлись очевидной унификацией индустриальных локусов, представляющих собой стереотипизированное изображение цехов с возвышающимися над ними трубами, выпускающими клубы черного дыма. Этот тренд был зафиксирован во многих плакатах 1920-30-х годов, среди которых самым известным является «Дым труб — дыханье советской России» (1927). Этикетки «Иваново-Вознесенского текстильного треста» были выполнены в этот период именно в этой эстетике. Мастера палехской лаковой миниатюры – уникальной художественной школы, практически не обращались к теме индустриальной мощи нового губернского центра [См.: 4, с. 81-88.]. Не попали в поле зрения местных художников и новые корпуса фабрик имени Ф. Дзержинского, «Красная Талка» и Меланжевого комбината, построенные в период с 1927 по 1929 год.
В сороковые годы были созданы картины Н. Секирина «Вид на фабрики БИМ» (1943), С. Троицкого «Большая Ивановская мануфактура» (1943), Б. Бумагина «Красная Талка» (1948). В 1960-1970-е годы ивановские художники идут в цеха, чтобы создавать образы «человека труда», соответственно, в этот период доминирует жанровая живопись, показывающая происходящее в стенах текстильных производств. Выполнение этого социального заказа привело к созданию замечательных образов текстильщиц и созданию ярких работ, позволяющих эстетически наслаждаться процессом рождения разноцветных ситцев.
Так, например, художника Р. Михайлова считают мастером женского производственного портрета — он создал значительную галерею образов текстильщиц, много работая в 1960-е годы в цехах Меланжевого комбината и ткацкой фабрики им. Дзержинского. Н. и В. Родионовы создают в этот период свои наиболее известные произведения «Раклист» (1959), триптих «Ситцы» (1969), композиционно совершенные работы «Мотальный цех», «В сушильном цехе» (1972) и «Красные ситцы» (1974). Нужно добавить в этот перечень известную картину Б. Романычева «Бимовские девчата» (1974), работы С. Кожаева «Краски» и «В отделочном». В индустриальном пейзаже Б. Мутовкина «Красная Талка» (1977) роли «главных героев» делят между собой краснокорпичные корпуса старой фабрики и рабочие, идущие со смены [5].
Одним из наиболее интересных воплощений индустриальной тематики последнего десятилетия можно без преувеличений считать созданный ивановским художником и дизайнером Е. Шишкиным на конкурс независимого лейбла звукозаписи «Cold Meat Industry» по созданию серии открыток посвящённых индустриальным пейзажам городов Европы фотопроект «Иваново — Red In Dust», в котором автор привлекает внимание к выразительным деталям трёх ивановских фабрик (Большая ивановская мануфактура, комбинат им. Ф.Н. Самойлова и фабрика им. С.И. Балашова) [7].
В последние годы промзоны время от времени попадают в поле зрения местных художников. Фаворитом остаётся Большая ивановская мануфактура (бывшая Куваевская мануфактура), которую можно увидеть, например, на картинах В. Маяковского («Старая фабрика. Иваново» (2012), «Пейзаж с мясорубкой» (2017)). С. Кузьмичёва, кроме БИМа пишет промышленные пейзажи бывшей фабрики Ф. Зубкова («Фабрика Балашова» (2004)).
Особым вниманием фотографов и художников в последние годы пользуется вид на бывшую мануфактуру Я. Фокина, а в советское время шпульно-катушечную фабрику, над водонапорной башней которой была установлена красная звезда, подсвечиваемая в тёмное время суток. Чаще всего эти фабричные строения лишь часть изображаемого городского пейзажа (например, картина А. Плотникова «Иваново. Воздух осени, вид на реку Уводь» (2012)). В целом индустриальные виды Иванова не привлекают внимание местных художников [11].
Осенью 2015 года в Иванове проходил фестиваль «Лёгкая индустриальная неделя», ставший продолжением ряда воплощённых в Иванове музейных проектов, направленных на выявление потенциала индустриального наследия в городе и области. В музейных и выставочных пространствах жители и гости города смогли познакомиться с разными интерпретациями культуры текстильного края. Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина в партнерстве с Ивановским областным художественным музеем представили новые проекты. Главная задача фестиваля была сформулирована следующим образом — актуализировать ценность промышленного наследия, дать понять жителям города и области, что Ивановская область — это уходящая в историю двухвековая уникальная «равниннофабричная цивилизация», равной которой нет в нашей стране [10]. На выставке «Человек в труде» были представлные новые работы местных художников К. Васильева, В. Поюрова, С. Кузьмичёвой, В. Маяковского, Б. Мутовкина, П. Кукулиевой, созданных специально для фестиваля [6].
В чём же причина отсутствия значимого интереса к визуализации фабричных пространств города Иваново? Вероятно, это связано с обыденностью этих пейзажей для местных художников и фотографов. Кроме того, для создания непререкаемого визиотипа — общепризнанного визуального символа города — требуется непростой выбор из множества очень схожих между собой городских локусов. В этом отношении на Иваново очень похожа польская Лодзь — город, который в Российской империи превосходил Иваново-Вознесенск по объёмам производства текстильной продукции. Лодзь долгое время не имела визиотипа, маркирующего его как текстильный город. Впрочем, в Лодзи, в отличие от Иванова, имеются объекты, способные выполнять роль явных архитектурных фаворитов — это ведущая на текстильную фабрику Л. Грохмана арка, именуемая «бочками Грохмана», ворота фабрики И. Познаньского, ставшие одним из легко узнаваемых символов торгово-развлекательного комплекса «Мануфактура». Впрочем, превышающее по своему масштабу пространства владений фабриканта К. Шайблера «Ксёнжи Млын» не имеют узнаваемой эмблемы, как и «Белая фабрика» Л. Гайера, ставшая в 1974 году музеем текстильной промышленности.
Следует констатировать, что тема Иванова как фабричного города всё ещё не смогла найти должного воплощения в творчестве местных художников, и, как следствие, индустриальный облик города не имеет яркого и запоминающегося визуального образа, маркирующего его как текстильный центр.
Литература и источники
- 100% Иваново. Агитационный текстиль 1920-х – 1930-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина. М.: Первая публикация, 2010.
- Баршова, И. Н., Сазонова, К. К. Александр Николаевич Самохвалов. Л.: Художник РСФСР, 1963.
- Гарелин Я.П. Город Иваново-Вознесенск, или Бывшее село Иваново и Вознесенский посад (Владимирской губернии): В 2 ч. Шуя: Лито-тип. Я.И. Борисоглебского, 1884-1885.
- Кривцова Л.А. Индустриальный город в палехской лаковой миниатюре 1920-1930-х годов // Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города: сб. науч. статей / Под ред. М.Ю. Тимофеева. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012.
- Мокров К.И. Очерк развития изобразительного искусства в Ивановской области. Л.: Художник РСФСР, 1986.
- Не спешат больше девушки в красных косынках. https://ivgazeta.ru/read/19611
- Рекламная фишка. Фестиваль рекламы. http://old.fishka.chastnik.ru/fishka2010.html?n=12&p=photo&pp=15
- Самохвалов А. Н. Мой творческий путь. Л.: Художник РСФСР, 1977.
- Тимофеев М. Город красной зари. Иваново. Неканонический путеводитель. Иваново: А-Гриф, 2017.
- Тимофеев М.Ю., Круглова Т.А., Howard J. «Даёшь лёгкую индустрию!»: Размышления после международной научно-практической конференции «Проект «Манчестер»: музеефикация индустриального наследия» и фестиваля «Лёгкая индустриальная неделя» (Иваново, 6–11 октября 2015 года) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 3. https://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2015/10/3/Daesh.pdf
- Художники земли ивановской. Альбом. Иваново: А-Гриф, 2016.
Пейзаж с фабрикой: визитная карточка города Иваново // География искусства: новые ракурсы. Сборник статей / Отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. М.: ГИТР, 2020. С. 213 – 222.