Выставка «Современник. Начало». Москва ММОМА. (28 апреля — 30 мая 2021 года)
Московский музей современного искусства и театр «Современник» представляют совместный выставочный проект, приуроченный к 65-летию прославленного театра. Основанный в 1956 году группой недавних выпускников Школы-студии МХАТ, объединившихся вокруг Олега Ефремова, как демократичная «Студия молодых актеров», театр стал одним из самых заметных культурных явлений хрущевской оттепели. Уже в 1958-м он обрел свое название, выразившее кредо его создателей — «двигаться вперед вместе с жизнью» и вместе со зрителем. За прошедшие с тех пор десятилетия «Современник», которым с 1972 по 2019 годы руководила Галина Волчек, показал более ста премьер, прочно утвердив свое место на театральной карте Москвы.
Масштабная выставка в MMOMA — не театроведческая экспозиция в привычном смысле, но своего рода оммаж, музейное посвящение раннему, легендарному «Современнику». Это единая документально-художественная инсталляция, в которой встречаются два измерения культуры и два времени: театральная история и современное искусство, прошлое и настоящее. Театр, показанный как организм в постоянном становлении, чуткий к проблемам текущего дня, соседствует в залах музея на Гоголевском бульваре с сегодняшними художниками. Вместе они приглашают зрителя к размышлению о сути современности — изменчивой, ускользающей и при этом неизбежно распахнутой в будущее.
«Театральная» часть экспозиции рассказывает о начальном периоде «Современника» и предлагает вспомнить семь знаковых спектаклей первых лет, которые сформировали его особый, узнаваемый метод и стиль: «Вечно живые» (1956 г.), «В поисках радости» (1957 г.), «Матросская тишина» (1958 г.), «Никто» (1958 г.), «Пять вечеров» (1959 г.), «Голый король» (1960 г.), «Двое на качелях» (1962 г.). В этих постановках, демонстрирующих программное обращение молодой труппы к современной драматургии, зазвучал голос нового, послевоенного, советского поколения. В них же впервые раскрылся актерский и режиссерский талант студийцев, в будущем широко известных артистов — Олега Ефремова, Галины Волчек, Игоря Кваши, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Виктора Сергачева, Людмилы Ивановой, Нины Дорошиной и многих других.
В залах спектаклей в свободном ключе обыгрывается визуальный код той или иной постановки и реконструируются отдельные элементы декораций. Погруженный в характерную для эпохи предметную среду зритель сталкивается с подлинными свидетельствами — фотографиями, афишами и программками, эскизами костюмов и декораций, другими памятными документами и артефактами, преимущественно из архива театра. Эти материалы дополнены сохранившимися аудио- и видеозаписями спектаклей, известными советскими кинолентами, а также видеоинтервью с очевидцами первоначальных постановок.
По принципу контрапункта в экспозицию включены работы семи московских художников — наших современников: Елены Артеменко, Яна Гинзбурга, Евгения Гранильщикова, Екатерины Муромцевой, Егора Плотникова, Анны Ротаенко и Егора Федоричева. Все они родились на излете XX века, но уже являются состоявшимися авторами, активными на художественной сцене. Их проекты в разных техниках, от живописи и скульптуры до цифровых медиа, специально созданные или переосмысленные для выставки, размещаются на всем ее протяжении в собственных пространственных зонах.
Художники, работающие с образами, темами и смыслами актуальными именно для нашего времени, порой острыми и противоречивыми, вступают в межпоколенческий диалог с прошлым. Своеобразным эхом они откликаются на те вопросы, те этические и эстетические коллизии, которые более полувека назад волновали молодых создателей «Современника». Они рассказывают о памяти, идеалах, травмах и фрустрациях человека, живущего сегодня в совсем ином, глобальном и технологичном мире. Их критическая оптика поможет зрителю ощутить за вехами истории советского театра 1950-1960-х пульс настоящего.
Важной составляющей выставки в MMOMA станет насыщенная перформативная и образовательная программа, которую подготовит команда сегодняшнего «Современника» во главе с художественным руководителем Виктором Рыжаковым. Неслучайно, архитектурное решение экспозиции — ситуационно разместившийся в здании театр — создает атмосферу рабочей незавершенности, динамичного и открытого творческого процесса. В большом амфитеатре на 90 мест, выстроенном в одном из залов, будут идти репетиции спектаклей и читки новых пьес, состоятся прямые включения из театра на Чистопрудном бульваре, встречи с известными режиссерами и актерами и другие события. Необычный, гибридный выставочный проект «Современник. Начало» на целый месяц в фестивальном ритме соединит музей и театр — в их неустанном стремлении исследовать и открывать новые формы зрительского вовлечения, соучастия и рефлексии.