Выставка «Советский киноплакат 1950–1980-х годов» Москва, Мультимедиа Арт Музей (15 июля — 29 августа 2021 года)
Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею
Корпоративный попечитель
Норникель
В рамках XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021» МАММ представляет выставку «Советский киноплакат. 1950—1980-е годы. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею». Начала создавать это уникальное собрание киноплакатов Ирина Ивановна Карисалова, замечательный коллекционер из Санкт-Петербурга, интересовавшаяся искусством во всем его многообразии: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство… Значительная часть ее многогранной коллекции была передана семьей Карисаловых крупнейшим музеям России. Михаил Карисалов продолжил собрание советских киноплакатов. Сегодня эта коллекция передается семьей Карисаловых в дар Мультимедиа Арт Музею, Москва, который осенью 2021 года будет отмечать свое 25-летие.
На выставке представлено более 100 оригинальных киноплакатов к культовым советским фильмам: «Девчата», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Любовь и голуби», «Мимино», «Вокзал для двоих», «Асса» и др.
1920-е годы — эпоха расцвета советского авангардного кинематографа. Именно в это время Сергей Эйзенштейн создает свои новаторские фильмы: «Стачка» (1924), «Броненосец „Потемкин“» (1925), «Октябрь» (1927), — революционно повлиявшие не только на советское, но и на мировое кино. Плакаты, конгениальные фильму «Броненосец „Потемкин“», делал звездный Александр Родченко, работавший также над афишами и шрифтами для легендарного киножурнала «Кино-Правда» (1922—1924) Дзиги Вертова. Родченко же делал плакаты для «Кино-глаза» (1925) Дзиги Вертова, получившего Серебряную медаль Всемирной выставки в Париже. С 1920-х годов над киноплакатами к советским фильмам работали лучшие художники того времени. Если плакаты эпохи советского модернизма достаточно хорошо изучены и часто появляются на российских и международных выставках, то советские киноплакаты послевоенного времени известны гораздо меньше.
Хрущевская оттепель дала новый толчок развитию советского кинематографа. С конца 1950-х до конца 1980-х годов создаются киноленты, которые сегодня составляют золотой фонд советского кинематографа. Меняется время, меняется стиль времени, меняется стиль кинематографа и, конечно, меняется стилистика киноплакатов, отражая и выражая визуальную атмосферу сменявших друг друга эпох.
В Советском Союзе кино было самым массовым искусством. Именно оно формировало этические и эстетические установки миллионов людей. В доинтернетную эпоху киноплакат играл огромную роль в популяризации фильмов. Художники, работавшие над киноплакатами, должны были создать яркую и сильную метафору, которая могла бы захватить потенциального зрителя, концентрированно выразить историю, рассказанную в фильме, а также соответствовать визуальной эстетике, заложенной в картине.
В 1945 году по приказу Комитета по кинематографии было организовано центральное издательство Советского Союза по производству кинорекламы — «Рекламфильм», объединявшее лучших художников своего времени для массового производства киноплакатов. Сегодня мало кто помнит их имена. Между тем, например, Борис Зеленский за свою творческую карьеру создал более семисот киноплакатов. В 1948 году он был удостоен главного приза Международной выставки плаката в Вене. В экспозиции он представлен афишами к фильмам «Волга-Волга» и «Гамлет». Режиссером фильма «Гамлет», вышедшего в 1964 году, был гениальный Георгий Козинцев, музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович, а главную роль сыграл великий Иннокентий Смоктуновский. Этот потрясающий фильм, номинированный на «Золотого льва», получивший премию BAFTA в номинации «Лучший фильм», сегодня подзабыт. Его точно стоит пересмотреть. За прошедшие годы «Гамлетов» создавали многие прекрасные режиссеры, но фильм Козинцева — шедевр. История советского киноплаката помогает вспомнить историю советского кино.
Михаил Хейфиц, начал свою творческую деятельность в 1948 году в «Рекламфильме»; создал более 200 кинореклам, плакатов-афиш, информационных плакатов; входил в творческое объединение «Агитплакат». В 1976 году он получил Бронзовую медаль на Международном конкурсе плакатов в Болонье. Хейфиц не только создавал киноплакаты, он автор множества статей об искусстве плаката и, в частности, киноплаката. На выставке в МАММ представлены его афиши к таким легендарным фильмам, как «Карнавальная ночь», «Полосатый рейс», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Леонид Богданов — ведущий художник кинорекламной индустрии 1980-х годов, работы которого трижды входили в состав выставок «Лучшие плакаты мира» под эгидой ЮНЕСКО. На выставке в МАММ можно увидеть его афиши к культовым фильмам «Айболит-66», «Убить дракона», «Кин-дза-дза!».
Выставка в МАММ — увлекательное исследование истории киноплаката, истории советского кино и одновременно — истории страны, ведь искусство существует в контексте истории. Некоторые из представленных на выставке киноплакатов созданы на основе фотографии и являются важными страницами развития жанра фотомонтажа в СССР.
В сентябре 2020 года МАММ получил щедрый подарок от города Москвы — новое фондохранилище в Юрово площадью 2,5 тысячи квадратных метров. Оно позволяет музею существенно развить коллекцию, включающую более 170 тысяч единиц хранения. Если до этого времени наше богатейшее собрание ютилось в трехстах метрах на Остоженке и частично было распределено по съемным пространствам, не имеющим музейных условий хранения, то теперь мы можем как принимать в дар, так и закупать произведения искусства, связанные с другими медиа, а не только фотографию и видео, что соответствует логике наших выставочных проектов.
Выставка «Советский киноплакат. 1950—1980-е годы. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею» открывает цикл выставок, в рамках которого МАММ будет демонстрировать новые поступления в коллекцию музея.