Наталья Потехина День четвёртый: Сказки на ночь
«Последняя „Милая Болгария“» — фильм уральского режиссёра Алексея Федорченко (приз за лучшую режиссуру на 43-м Московском кинофестивале), неоднократно за свою карьеру отмечавшегося наградами в Венеции, на «Кинотавре» и других фестивалях и известного мастера субъективной истории, собирающего и трепетно препарирующего на киноэкране как мифы и легенды, так и конкретные факты из истории нашей страны.
Картина, действие которой происходит в эвакуационной Алма-Ате в 1943 году, снималась в Екатеринбурге и окрестностях. Молодой селекционер Леонид Ец пытается восстановить сорт яблок, выведенный его отцом, и попутно знакомится с Режиссёром (Эйзенштейн, снимающий «Ивана Грозного») и писателем Семёном Курочкиным (Михаил Зощенко), однажды таинственно исчезнувшим; с последним — опосредованно, через тетради с дневниковыми записями.
Фильм является вольной экранизацией автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Михаил Трофименков отмечает: «…шансы адекватно визуализировать этот текст — то блистательно лаконичный, то удручающе наукообразный — минимальны. Но уж если экранизировать, то только так — вопиюще не взаправду…» . «Режиссер не рассказ ведет (его нет и в книге), а сплетает узор эпохи, и здесь возможны любые ответвления-импровизации» (Валерий Кичин).
Заключительная мысль «психоаналитического детектива» (авторское определение), в целом оценённого критиками положительно, в виде «повторения диетической либеральной молитвы» (Максим Селезнев) вызвала неоднозначную реакцию. «В начале 1980-х к удушающее безнадежным социальным драмам механически приклеивались оптимистические финалы, на которые сегодня и внимания не обращаешь. Угрюмым финалом сказки Федорченко точно так же — без ущерба для нее — можно пренебречь» (Михаил Трофименков).
Завершает очередной кинофестивальный день откровенная драма великого Пола Верховена «Искушение» («Benedetta»), этим летом взбудоражившая умы даже видавших виды гостей Канн.
XVII век. Бенедетта, с детских лет убеждённая в своей богоизбранности, усердно трудится во имя Божье в одном из итальянских монастырей. Она — невеста Христова, уверовавшая в это настолько крепко, что в какой-то момент начинает видеть сны эротического характера со своим Женихом. Дальше — больше: страстный роман героини с новой насельницей монастыря, «триумф женской обнаженки, инквизиторские пытки, изощренные интриги» (Андрей Плахов); да, и та самая пресловутая статуэтка Богоматери, используемая героинями в качестве дилдо, которую не упомянул только 1 критик из 10.
В общем-то, мало что из показанного на экране непотребства придумано. Фильм — экранизация книги «Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения» 1986 года авторства Джудит С. Браун. «Реальную историю сценарист Дэвид Бирке (сотрудничавший с Верховеном в недавнем фильме «Она») обогащают, как это не иронично, пророческим изображением испуганного чумой и из-за этого легко манипулируемого населения…» (Анна Стрельчук).
Будучи атеистом, Верховен, который «оказался куда смелее и бодрее многих молодых и скучных коллег» (Инна Денисова), снял картину, интерпретируемую критиками порой диаметрально противоположно мнениям друг друга. Одни видят в ней критику религиозных институтов, другие — «акт защиты веры. За его юмором — то тонким, то грубым — легко разглядеть оцепенение перед чем-то великим» (Егор Москвитин). Или же это «витиеватое размышление о превратностях искренней веры» (Егор Беликов): главная героиня действительно искренне верит или только притворяется?
«Хлесткий комментарий к сегодняшнему всплеску морального лицемерия и цензурной паранойи» (Андрей Плахов). «Было бы неплохо снова и снова подчёркивать, что человеческое тело не священно» — эти слова режиссёра вполне могли бы стать эпиграфом к фильму.