Наталья Потехина День пятый: Вот и сказочке конец
«Страх» (“Fear”) — картина болгарского актёра и режиссёра Ивайло Христова, получившая в конце прошлого года главный приз на МКФ в Таллине. Предыдущий фильм Христова под названием «Лузеры» („Kartsi“) стал лучшим в конкурсе на ММКФ 2015 года.
Чёрно-белая трагикомедия о бывшей учительнице Светле, которая как-то раз встречает африканского беженца, направлявшегося в Германию, и решается его приютить. История «о том, как Светла жила всю жизнь и всего боялась — а теперь ей бояться надоело» (Татьяна Алешичева). Она, по словам режиссёра, о «страхе внутри нас, который мешает нам нормально общаться с другими людьми, с незнакомцами. О боязни самих себя, о боязни влюбляться, о страхе встать и сказать, что вы думаете, или сделать, что, по вашему мнению, необходимо. О страхе, который живёт внутри нас и мешает нам быть нормальными людьми». Картина завершает конкурсную программу.
Закрывать же фестиваль предстоит документальному фильму-портрету Любови Аркус о великой Алле Демидовой «Кто тебя победил никто».
Любовь Юрьевна — киновед, основатель журнала «Сеанс», проекта «Чапаев», благотворительного фонда системной поддержки людей с аутизмом «Антон тут рядом». Одноимённый документальный фильм, снятый ею и выпущенный в 2012 году, о мальчике-аутисте — очень тонкое, искреннее кино, «сама жизнь» (Андрей Плахов).
Алла Сергеевна – театральная и киноактриса, работавшая с такими титанами, как Эфрос, Любимов, Тарковский, Муратова, Карасик и многие-многие другие. Она признаётся в одном из интервью: «Я никогда не играла себя. Моя судьба — это совсем другая судьба, моя жизнь — это совсем другая жизнь». А какая?
«Поначалу фильм представляется их поединком: „Люба, если бы вы не были другом семьи… я бы ни за что на это не пошла…“ Примерно тем же отвечает ей автор» (Лариса Малюкова). Но чем дальше, тем больше он «показывает, что Демидова-актриса действительно выглядит как „человек без пола и без возраста, человек бестелесный, человек, не имеющий как будто социальной и национальной принадлежности“. «В разговоре с Демидовой не должно и не может быть стереотипных вопросов и выводов, не должно и не может быть мелкого пафоса юбилейных портретов» (Ксения Рождественская).
Немногочисленные критики, видевшие картину, замечают, что это не только портрет Аллы Демидовой, но и портрет эпохи, стремительно уходящей, которую мы нынче собираем по крупицам. Настоящая монография на большом экране о большом искусстве.