Выставка Сергея Шутова «Чужие здесь не ходят». Мультимедиа Арт Музей, Москва (4 сентября — 15 ноября 2021 года)
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Чужие здесь не ходят» художника Сергея Шутова (род. 1955) — классика «новой волны», стоявшего у истоков искусства новых медиа, пионера российского видеоарта, экспонента Венецианской биеннале (2001). Шутов — один из ключевых участников московского и ленинградского андеграунда 1980—1990-х годов и центральная фигура клубной культуры нулевых. Он входил в круг «Новой академии» Тимура Новикова, был главным художником легендарного фильма «Асса» (1987), занимался виджеингом в одном из первых московских клубов «Птюч» (1994—1997) и стал родоначальником этого направления в России.
В экспозиции представлены знаковые произведения Шутова, созданные в 1990—2000-х годах, когда художник активно исследовал возможности новых компьютерных и звуковых технологий.
По словам Шутова, свое первое произведение современного искусства он создал еще в школе — это была, как сказали бы сегодня, мультимедийная инсталляция, выполненная на стыке науки и искусства. Проект представлял собой прототип видео- и саунд-арта: с помощью школьного эпидиаскопа художник показывал на экране длинный живописный комикс про приключения океанографов, изучавших говорящих дельфинов.
Шутов принадлежит к поколению, выросшему на советской фантастике и научно-популярных иллюстрированных журналах о покорении космоса, среди которых знаменитые издания «Техника — молодежи» и «Знание — сила». Вероятно, здесь лежат истоки неизменного интереса художника к космической тематике — неслучайно Шутова называют одним из наиболее последовательных художников-космистов нашего времени. Диапазон источников его вдохновения простирается от футуристических трудов российских ученых Николая Федорова и Константина Циолковского до американских фантастических комиксов 1950—1960-х годов.
В андеграундное художественное сообщество Шутов пришел из мира хиппи в 1980-е годы как художник-живописец. Он работал в технике ассамбляжа, используя различные материалы (мех, дерево, пластмассу) и кислотные цвета, характерные для искусства нью-вейва («новой волны»). Черты живописной эстетики этого времени можно проследить в ранних видеоработах Шутова, которые он создавал с конца 1980-х годов.
Еще в первой половине 1980-х каждый владелец видеозаписывающего аппарата находился под надзором КГБ как обладатель опасного для советского режима устройства, способного передавать запрещенную информацию. Перестройка принесла послабления, что привело к развитию видеоискусства в СССР. Свою первую видеокамеру Шутов приобрел во время поездки в Финляндию в 1988 году, затем появился пульт Panasonic для сведения видео и наконец — компьютер Atari 1040 c 4 мегабайтами памяти, позволявший обрабатывать и монтировать изображения. С этого момента Шутов начал художественные эксперименты с новыми медиа.
Одна из наиболее ранних видеоработ Шутова, показанная на выставке, была создана в 1990 году совместно с лидером новейшего искусства Ленинграда Тимуром Новиковым по мотивам его текстильных коллажей. Шутов привел в движение изображенные на шелкографиях объекты, проиллюстрировав принцип «знаковой перспективы» Новикова, согласно которому «пространство расширяется или уменьшается за счет размещения одного и того же знака ближе и дальше от линии горизонта». Шутов одним из первых ввел компьютерную анимацию в современное российское искусство.
В работе «Удивительно, какая тишина!» (1994), используя стратегии поп-арта, художник «препарирует» советский фильм «Небесный тихоход» (1945) и превращает его в психоделический техномузыкальный видеоклип. Изобилующий спецэффектами, анимацией и искажениями цвета, сегодня он кажется предвестником визуальной эстетики культового канала MTV. Схожий метод деконструкции Шутов использует в работе «Москосмос» (1996) — своеобразном ремейке фантастического фильма «Весна» (1947) Григория Александрова о женщине-ученой, работающей в Институте Солнца. Эти видеоработы являются ярким примером психоделической линии в российском искусстве.
В видеоинсталляции «Вместо Минотавра» (2004) Шутов выходит за пределы экрана и вовлекает зрителя в гипнотическое путешествие по подземному миру московского метро. Постоянно меняющийся лабиринт дезориентирует и пугает своей непредсказуемостью. Визуальный ряд характерно отсылает к графике нидерландского художника Маурица Эшера, воспроизводившего в своих работах пространственные парадоксы, которые принято рассматривать в контексте психоанализа и проявлений бессознательного.
Наряду с темой космоса ключевой для Шутова является тема игры. В интерактивной инсталляции «Чужие здесь не ходят» (2000), давшей название выставке, Шутов сконструировал пародийный игровой аппарат по аналогии с детским настольным хоккеем. Главными героями стали инопланетяне, окруженные заснеженными елками. Художник лишил пришельцев возможности двигаться — они будто намертво вмерзли в заледенелое поле. Игроку остается управлять только «русским пейзажем». В метафорическом смысле это пейзаж ментальный, который, как замечает Шутов, «как ни переставляй, изменяется мало».
Сергей Шутов родился в 1955 году в Потсдаме в Германии. Спустя год семья переехала в Москву. Специального художественного образования не получил. В 1975—1978 годах работал лаборантом в Государственном музее искусства народов Востока, затем дворником в ГМИИ им. А. С. Пушкина, читал лекции в Московском планетарии, работал в зоопарке. С 1978 года — член Горкома графиков. С 1987 года — член Клуба друзей Маяковского, первый академик Академии Всяческих Искусств (Московское отделение живописи). С 1989 по 1991 годы сотрудничал с ленинградским коллективом «Пиратское телевидение». В 1992 основал и возглавил Институт технологии искусства в Москве, с 1994 руководитель практических занятий Московской художественной лаборатории новых медиа. Провел свыше 50 персональных выставок в России и Европе. Работы Шутова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Москва и других музеев и частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Франции и др.
Куратор: Анна Зайцева
Музей благодарит Веру и Алексея Прийму за предоставление работ для выставки и галерею «Триумф» — за предоставление аудиооборудования
Стратегический партнер музея
Mastercard