Междисциплинарная конференция «Быть как дети? Инфантилизация и границы взросления сегодня» (Санкт-Петербург, 19–20 ноября 2021 года)
Ассоциируемые с детством образы и практики сегодня все чаще становятся определяющими для взрослого поведения. Увеличение временных затрат на получение образования и на обретение финансовой независимости, «эмоционализация» публичной сферы, ускоренное устаревание культурного опыта и дискредитация идеалов взрослости — все это позволяет исследователям говорить об инфантилизации современного общества. По мнению социологов, антропологов, историков детства, этот процесс находит отражение как в доминирующих паттернах взаимодействия взрослых с самими детьми, так и в представлениях о месте и роли детей в социальной структуре, их возможностях и ограничениях. Так, восприятие детей как некомпетентных, уязвимых и невинных, усиление контроля за их физическим перемещением в городской среде, создание специальных детских зон в общественных пространствах и специальных детских версий взрослых активностей (как часть все разрастающейся индустрии детства), геймификация образования, а также интенсификация эмоциональной составляющей в общении с детьми считаются свидетельствами продолжающихся процессов усиления «детскости» детства.
Одновременно с этим социальный институт детства претерпевает изменения, которые (по крайней мере на первый взгляд) имеют противоположную направленность: раннее проектирование карьеры, интенсивные инвестиции в образование с детства под давлением конкурентного и прекарного рынка труда, появление новых престижных видов детской занятости (например, дети-блогеры) или даже постепенное снижение возраста для голосования заставляют детей взрослеть раньше. В итоге привычные границы между детским и взрослым миром разрушаются и перестраиваются, и этот процесс требует критического осмысления.
Это тем более актуально, что этнографический взгляд на детство, сосредоточенный на анализе конкретных примеров взаимодействия детей и взрослых и детей с детьми, зачастую входит в противоречие с макроэкономическими и глобальными интерпретациями, в которых дети предстают пешками в игре больших корпораций, действующих в логике позднего капитализма. Так по итогам состоявшейся в последние годы цифровизация повседневности дети превратились в активных участников онлайн-взаимодействия не только в качестве востребованной аудитории, но и в качестве создателей собственного контента со своей аудиторией, что, по мнению многих исследователей, предоставило детям новые возможности для проявления самостоятельности и активной позиции в ситуации усиления внешнего контроля.
Междисциплинарная конференция «Быть как дети» задумана с целью встроить российские исследования детской культуры и институтов детства в большую дискуссию об инфантилизации и раннем взрослении и соотнести макроконцепции, утвердившиеся в исследованиях детства, с анализом конкретных кейсов, относящихся как к современности, так и к прошлому. В рамках конференции мы предлагаем обсудить, в частности, следующий круг вопросов:
- какие трансформации институтов детства и взрослости привели к развитию инфантильного этоса и/или раннего взросления? являются ли эти противонаправленные тенденции следствиями различных исторических и культурных процессов или это две стороны одного феномена?
- насколько вообще обосновано употребление понятия «инфантилизация» в отношении процессов и эффектов, затрагивающих как детство, так и взрослость? образуют ли фиксируемые исследователями изменения единое явление?
- как в формировании культуры инфантильного поведения и раннего взросления участвуют различные акторы: от родителей до самих детей или молодых людей, от государственных служб до корпораций? как соотносятся макропроцессы трансформации детства и взрослости с повседневными практиками коммуникации?
- что происходит с самими детьми и детским опытом в эпоху размывания границ между детством и взрослостью? как в них реализуются и как сосуществуют инфантилизирующие и эмансипирующие тенденции?
- какую роль играет развитие технологий в процессах инфантилизации и раннего взросления?
- какой эффект инфантилизация/ранее взросление оказывают на политическое поведение индивидов и как она повлияет на политику в будущем? как эти процессы соотносятся с действующим законодательством?
- можно ли говорить о культурной специфичности российского и — шире — постсоциалистического контекста в рамках общего тренда на инфантилизацию?
- как и в каких формах инфантилизация может быть зафиксирована в деятельности институтов детства (например, школе или семье) и в продуктах инфраструктуры детства (в т. ч. в адресованном детям контенте)?
Конференция пройдет в стенах Европейского университета в Санкт-Петербурге в очном формате 19–20 ноября 2021 на русском языке. Мы приглашаем к участию исследователей из различных дисциплин: философии, социологии, антропологии, истории, филологии, истории искусств, политологии, педагогики.
Просим присылать заявки на участие по адресу электронной почты kakdeticonference2021@gmail.com до 5 октября 2021 года (включительно). Заявка должна состоять из: ФИО, аффилиации, названия доклада, абстракта доклада (250–500 слов).
Оргкомитет сможет взять на себя часть командировочных расходов иногородних участников.