Михаил Строганов «Сад на помойке», или Любовное граффити как публичное высказывание. Часть 5
От редакции
Мы продолжаем знакомить вас с материалами статьи М.В. Строганова ««Сад на помойке», или Любовное граффити как публичное высказывание», опубликованной в журнале «Фольклор: структура, типология, семиотика» в 2020 году. Журнальный формат не позволил включить весь собранный визуальный материал, поэтому большая часть иллюстраций публикуется нами впервые
Граффити, которые столь широко распространены в современной городской культуре, не являются каким-то единым жанром. Термином граффити мы называем форму бытования разных жанров, среди которых в своей жанровой специфике описан, наверное, только стрит-арт. Все остальные жанры интересуют исследователей скорее как «феномен городской культуры», как «субкультура социального вызова и протеста» (таковы типичные названия исследований), чем как собственно художественная форма. Но нас интересует не профессиональный или полупрофессиональный стрит-арт, а социальная психология авторов самодеятельного граффити, которая сводится к тому, чтобы запечатлеть присутствие конкретного человека в истории. Но даже внутри самодеятельных граффити нас интересуют не те, которые или репрезентируют малые социальные группы [Сентябова 2008; Березин 2008; Березин 2009; Башкатов, Стрелкова 2006], или являются формой социализации отдельного лица (теги, хотя к современным формам больше подходит термин ники), или выражают политические пристрастия частных лиц или организаций, или, наконец, являются специфической формой общения, напоминающий современные чаты (надписи в мемориальных местах).
Первая часть — «Фольклорные граффити и массовая культура«
Вторая часть — «Исповедные граффити. Признания в любви»
Третья часть — «Исповедные граффити. Поздравления с днем рождения и другие приветствия»
Четвертая часть — «Побудительные граффити. Пожелания. Побуждения»
Побудительные граффити
Просьбы о прощении
Наиболее ярко ответная реакция адресата на послание выражена в граффити, которые содержат просьбы о прощении. Иногда это самые короткие тексты – собственно просьбы. Схема их проста: имя + прости + меня (за редкими исключениями имя отсутствует что?). Подпись и слово пожалуйста факультативны: «Аля прости / меня» (Тверь, 3.08.2015); «Владик / прости / меня» (Казань, 16.07.2012); «Зая / прости / меня» (Тверь, 9.02.2008); «Котя / прости / меня» (Тверь, 11.02.2008); «Ленточка / прости / меня» (Липки, 4.11.2016); «Зайка / прости / меня» (Псков, 9.12.2014, дважды рядом); «Прости / меня / ☼ Е.» (Саратов, 14.10.2014); «Прости, / пожалуйста» (Москва, 25.01.2019); «Прости / Dima. S // Прости» (Сочи, 2016); «bellka1813 ☼ / прости меня» (Таруса, 11.11.2018); «Детка, прости / меня / отвратительного / дурилу» (Москва, 3.12.2018, повторно: 28.09.2019); «Кисулик / прости / меня» (Арзамас, 29.10.2019); «Лисонька / прости» (Рославль, 14.10.2019); «Лисёнок / прости / меня» (Москва, 19.11.2017); «Пепе / прости / меня / крайний / раз» (Москва, 6.10.2014, около слова разнарисованы три поганки, одна упала); «Соня / прости / © Алик» (Подольск, 29.09.2019); «Лиза / прости» (Тверь, 24.12.2012); «Прости меня / мое чудо» (Москва, 4.09.2019).
Вторая, гораздо более многочисленная группа, это просьбы о прощении, мотивированные пламенной любовью автора граффити к своему адресату. Но она в обязательном порядке дополняется признанием в любви или именованием адресата любимой/-ым. При этом признание в любви может предшествовать просьбе о прощении, либо, наоборот, следовать за ней: «♥ Полина ♥ / прости меня / ♥ пожалуйста! ♥ / ❀ Даня» (Ульяновск, 28.09.2019); «Прости / ♥» (Тверь, 17.11.2012); «Настенька / я тебя / люблю!!! / прости» (Тверь, 7.07.2012); «Настя / прости / ♥» (Москва, 3.12.2018); «Настя / люблю // прости / Ромео» (Мытищи, осень 2018, первая фраза заключена в сердце); «Света / прости / меня / 🙂 ♥» (Москва, 24.09.2019); «Оля / прости / меня! / ♥» (Тверь, 26.09.2011); «Юля / улыбнись // 😊 прости меня дурака / Юляша я тебя очень / люблю» (Тверь, 13.09.2011); «Любимая / прости / меня!» (Москва, 24.09.2016); «Аня / прости / ♥ / (кыса)»; «Аня / прости ♥» (обе надписи: Тверь, 9.05.2013; обе Ани, судя по почерку и близости написания, одно и то же лицо); «Кристюша прости меня любимая!!!» (Москва, 23.09.2019); «♥ / Фиалочка / прости меня ♥ / я жить без тебя / не могу!!!» (Москва, 18.09.2019); «My dear girl / I’m sorri me / please / ♥» (Москва, 25.09.2016); «Я люблю тебя / Вера! / P.S. Прости, что не стал лучшим для тебя…» (Электросталь, 28.09.2019); «Зай ♥ / ♥ прости / I love you! / ♥ Твоя М.» (Арзамас, 29.10.2019); «Прости ♥ // ♥ я тебя ♥» (Арзамас, 29.10.2019); «Я люблю / прости» (Саратов, 14.10.2014); «Прости я люблю / тебя» (Тверь, 13.09.2011); «Олька, прости!!! / люблю!!! Максим» (Тверь, 5.04.2013); «Киса моя любимая / прости ♥ меня / пожалу ♥ йста!!!» (Тверь, 5.05.2016, сердечко на второй и третьей строках – одно); «Оксана / прости / меня // я тебя / люблю» (Ржев, 28.09.2011); «АНR // Малыш / я тебя люблю / прости / меня!» (Тверь, 31.05.2013); «Алена / я / тебя / люблю! / прости» (Тверь, 26.05.2013); «Илона / Прости / меня / я тебя люблю» (Москва, 19.10.2016, вся надпись окружена сердечками); «Родная моя / Люблю тебя!!! // Милая / Прости меня! / Я люблю тебя» (Электроугли, 19.10.2016, вся надпись окружена сердечками); «♥ / люблю / тебя // Катюша / с днем / рождения / 15.06.15 ТЕО // Солнышко прости / я люблю тебя» (Москва, январь 2019, надпись сделана на четырех железобетонных секциях стены, две последних фразы — на двух плитах, впрочем, трудно решить, единый ли это текст); «Малыш / прости // Люблю / твой Пупсенька» и рядом: «Иуда» (Серпухов, 30.11.2018); «Прости!!! / ты лучшее, что у меня было!!! / я тебя 💘» (Тверь, 13.09.2011); «Вика, / прости меня… / Ты самая лучшая. // Я люблю / тебя 🙂 / ♥» (пос. Иншинский Тульской обл., 12.11.2018); «Вика прости меня / ♥ я тебя люблю ♥» (Барыш, 28.09.2019); «Блохина прости / я тебя ♥ люблю» (Раменское, 13.10.2019); «Я / тебя /люблю / Катя / прости / меня / пожалуйста» (Москва, 22.09.2019); «Алина прости / я люблю тебя» (Рославль, сентябрь 2019); «Викуш про<сти> / меня пожалу<йста> / я тебя люблю» (Рославль, сентябрь 2019, часть надписи была на двери, покрытой новой краской); «Лена! я ♥ тебя / Sorry» (Подольск, 29.09.2019); «Зая, / прости /меня / Милун» (Подольск, 29.09.2019, над надписью 7 сердечек, под надписью 2 сердечка); «Олечка / я / тебя / люблю / ♥ / прости» (Челябинск, осень 2019). Ср. также: «Прости!!!» и тут же рядом «Прощ[я]аю» (Тверь, 8.09.2011).
Как мы помним, исповедные граффити развертывались во времени на одном пространстве. Создатель и писал эти тексты не за один раз, а как минимум в два приема. Побудительные граффити также могут быть созданы не за один прием. Но они развернуты не во времени, а в пространстве, что предполагает некоторое время для освоения их во всей совокупности. Например, одна за другой на некотором расстоянии в несколько шагов друг от друга следуют надписи, которые мы относим к группе 3.1. – пожелания: «Доброе / утро, / любимая // Улыбнись, / родная // Солнышко / мое» (Тверь, 8.08.2015); «☼ // Аня!!! // Улыбнись / мне!!! / Не / теряй / время…» (Елец, осень 2018). Таким образом, наша девушка, идя с работы (учебы) домой (а она всегда ходит по этой стороне улицы), должна прочитать это поздравление. Некоторые развернутые в пространстве тексты имеют более драматический характер (группа 3.3. – просьбы о прощении): «Женя! / Солнце / ждет / твоей / улыбки / ! // Женя / хорошего / дня / 😊 // Дай / мне / шанс // Женя / прости меня / я знаю / всё будет / хорошо / !» (Москва, 10.10.2012). Все эти надписи были сделаны на асфальте в узком проходе, специально сделанном для пешеходов в связи со строительными работами, так что адресат послания иначе подойти к своему дому (или месту работы, так как в этом районе очень много разных офисов) не могла. Побудительные граффити, разворачиваясь в пространстве, предполагают последовательно-беспрерывное восприятие. Но автор создавал эти тексты за один прием, без перерыва.
Бо́льшая часть побудительных граффити выполнена гораздо более аккуратно, чем исповедные граффити, иногда даже с покушениями на эстетику, особенно поздравления с днем рождения: тут мы видим и цветочки, и прочие изыски. Исповедные граффити всегда спонтанны, это выплеск чувств. Побудительные же граффити (поздравления, пожелания, просьбы о прощении) продуманны и потому выполнены парадно (поздравления) или тщательно (просьбы о прощении: иначе в них не поверят). Наконец, мы видим, что побудительные граффити в большей степени оперируют расхожими словами масс-культуры, и мы отметили несколько цитат из популярных текстов, хотя, очевидно, что таких «чужих» по происхождению слов в данном корпусе должно быть гораздо больше. Другое дело, что авторы граффити не осознают эти слова чужими. В принципе, такие «цитатные» граффити появляются достаточно часто. Например, граффити «Не влюбляйся / красавица / он картежник / и пьяница» (Серпухов, 30.11.2018) является цитатой из стихотворения-песни, которую приписывают С.А. Есенину, хотя даже в массовых собраниях сочинений поэта этот текст печатается как запись фольклорного текста. Но если текст опубликован в книжке Есенина, массовое сознание воспринимает его как собственно есенинский, создает на основе его песню и потом цитирует в граффити. Или: граффити «Кирюша / или / Илюша? / вот в чем вопрос» (Торжок, 10.10.2018, надпись окружена сердечками) использует конструкцию фразы и всю вторую часть ее из знаменитого монолога Гамлета из трагедии В. Шекспира: «Быть или не быть? Вот в чем вопрос». Но автору граффити не нужно было ни читать трагедию Шекспира, ни смотреть ее в театре, так как эта фраза постоянно обыгрывается в массовой культуре.
Использование индивидуальных форм в граффити приобретает подчас игровой характер, как в следующих примерах: «❀ Оля! Здравствуй / Фу… ей же 20! ♥» (Лыткарино,13.09.2019); «Катя, я буду / любить тебя вечно / или, хотя бы, два дня!» (Барыш, 28.09.2019). Оба эти граффити уже не относятся к собственно фольклорным явлениям и являются примерами использования фольклорного материала для построения оригинальных авторских текстов.
Но самое главное: во всех видах побудительных граффити есть разновидность, которая содержит в себе признание в любви. Поздравление с днем рождения как таковое и – признание в любви; благодарность за рождение ребенка как таковое и – признание в любви; пожелание доброго дня, здоровья как таковое и – признание в любви; наконец, просьба о прощении как таковая и – признание в любви. Признание в любви оказывается обязательным для любовных граффити, просто иногда оно присутствует в латентном виде. Но мы уже видели, что эти латентные формы встречаются, в принципе, гораздо реже, чем формы с вербально выраженными признаниями. Можно поэтому сказать, что латентные формы – это свернутые вербальные формы, а любое любовное граффити: и исповедное, и побудительное – является признанием в любви.