Михаил Тимофеев Волга, курорты и фабрики (кейс Наволок)
Протяжённость волжских берегов в Ивановской области превышает показатели всех регионов Поволжья. По степени живописности они явно изменились с 1835 года, когда художники братья Чернецовы, уроженцы села Лух Костромской губернии, зафиксировали её на протяжении от Плёса до Астрахани, создав 1982 рисунка общей длиной в 746 метра, до 500 видов, до 80 этюдов, писанных масляными красками с натуры, множество планов и рисунков. Весь находящийся на территории Ивановской области участок реки был затоплен в 1957 году водами Горьковского моря, в результате чего Пучеж, частично Юрьевец и ряд более мелких населённых пунктов оказались под водой.
Волжские места по-прежнему остаются наиболее эстетически привлекательными. Академик Е.И. Чазов, вспоминая в 2014 году об основании санатория «Решма», сказал, что
Это не единственный санаторий на этом участке реки. С 1933 года на бывшей даче фабриканта Коновалова рядом с Наволоками работает санаторий, получивший имя революционера по кличке «Станко». Ещё выше по течению расположен городок Плёс, известный не только как курорт, а и как место творчества Исаака Левитана.
Кроме этого, на участке Волги между Плёсом и Юрьевцем на левом берегу расположено несколько фабричных городов и посёлков, дополняющих окружающий природный ландшафт эффектными краснокирпичными индустриальными корпусами с пристроенными к ним в советское время строениями в стиле конструктивизма и модернизма. Это стоящая в устье речки Сунжи отделочная фабрика в Каменке, комбинат в Наволоках, три фабрики и комбинат в Кинешме, а также льнофабрика в Юрьевце.
Едва ли не каждый приволжский городок в Ивановской области мечтает быть Плёсом или местом, хотя бы отчасти сопоставимым по туристической привлекательности с Плёсом. Благо с точки зрения организации ландшафта многие из них устроены типовым образом — горы и набережная реки у их подножия.
Казалось бы, всё, что требуется для повторения рецепта плёсского успеха – это добавить атмосферу релакса и водных и земных наслаждений, а также иметь пару-тройку гениев места для формирования культурной повестки. С этим не всё складывается, ибо Плёс уникален по ряду исторически сложившихся обстоятельств.
Несколько лет назад в центре большой Кинешмы появился приволжский бульвар и благоустроенный уголок на большой центральной площади, но не появилась атмосфера, даже рядом с модернистским театром имени отражающего самобытность места драматурга. В Юрьевце атмосферой наполнено практически всё, с гениями на число жителей едва ли не перебор, а вот с наслаждениями не сложилось.
Достаточно просто посмотреть на картины Александра Нечаева, чтобы понять, что уж чем-чем, а атмосферой Наволоки в районе Базарной площади просто пересыщены. Дело, так сказать, за малым – наполнением культурной повесткой этого транзитного локуса с выходами к лодочным гаражам, на дамбу, на смотровую площадку на Прокуроровой горе с видом на Волгу, на краснокирпичную казарму, и всю прочую живописность этого укромного местечка.
Отдавая отчёт в том, что Плёса-2 в принципе быть не может, возможно, за исключением собственно его окрестностей со шлейфом истории уже не Левитана, а Шаляпина.
Поэтому, отталкиваясь от светлой тоски и провинциальной депрессивности, в разной концентрации присутствующей на пейзажах Нечаева, нужна подпитка своими, отличными от плёсских смыслами. Один из локальных текстов создал для наволокчан Константин Паустовский, ныне полузабытый писатель, с редким среди советских авторов чувством слова и стиля.
Как и у Нечаева, у Паустовского Наволоки настроены на си минор. Туристический маршрут сюда вполне можно бы назвать «Здравствуй, грусть!». У отдыхающих в санаториях имени Станко и «Решма» он пользовался бы умеренным, но постоянным спросом.
Но Наволоки не были бы Наволоками, если бы там в начале восьмидесятых позапрошлого столетия не появилась текстильная фабрика, уже к началу ХХ века превратившаяся в крупный комбинат. Построенный в 1910 году прядильный корпус — блистательный образец архитектуры модерна в индустриальном варианте. Про появившуюся в то же время казарму на Базарной площади я уже написал выше. Есть ещё небольшие стильные особнячки для ИТР. Кое-что изрядно подзапущено, но есть и вполне крепкие и изящные постройки.
В советское время на комбинате «Приволжская коммуна», как на всяком уважающем себя советском производстве, существовал музей. В 1990-е он, как и большинство его аналогов, прекратил существование. Экспонаты были либо законсервированы в пустующем помещении, либо перевезены в подвал Дома культуры. Основная экспозиция была обновлена в годы перестройки, судя по текстам на стендах. Помимо артефактов, связанных с той или иной эпохой (кадушка деревянная — 1 шт., ухват с ручкой и без ручки — 2 шт., прялка деревянная — 2 шт., альбом «Люди, прославляющие комбинат» — 1 шт., сорочка женская — 1 шт., кружево — 2 м, знамя — 7 шт., карточка Георг Хайндл — 1 шт. и т.д., и т.п.), есть три макета нижних Наволок в разные эпохи.
Мне посчастливилось несколько раз побывать на производственной территории, ставшей ТОСЭР. Должен сказать, что даже прогулка без посещения цехов, может доставить изрядное удовольствие и запомниться надолго. Так что есть за что бороться в Наволоках адептам индустриального туризма.
Если Наволоки ждёт великое будущее, то связано оно с Волгой, очарованием окрестностей Базарной площади и грандиозным ансамблем текстильного производства ниже её по течению, на которое сейчас можно беспрепятственно смотреть с дамбы.
А ещё с местной выпечкой — наволочками с начинкой — продуктом локальной кухни, сопоставимым по своему потенциалу со знаменитыми плёсскими углами…
На заставке картина А. Нечаева «Последние тёплые деньки.
Наволоки» (картон, масло, 40х50, 2016 г.) #Ниггль