Конференция «Пересекая волны: феномен «новой волны» в кинематографе (исторические и региональные версии)» (Екатеринбург, 3 декабря 2022 года)
ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Уральский гуманитарный институт
Кафедра истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Свердловская областная организация Союза кинематографистов России Ельцин центр
Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба» Автономная некоммерческая организация «Д. К-Киноклуб»
приглашают принять участие в научно-практической конференции (с международным участием)
Пересекая волны: феномен «новой волны» в кинематографе (исторические и региональные версии)
Конференция пройдет 3 декабря 2022 года в медиа-зале Ельцин Центра, Екатеринбург, Ельцина, 3.
Два события этого года определили круг проблем и тематику Четвертой по счету конференции из числа регулярно проводимых в рамках Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» научно-практических событий: 90- летие Андрея Тарковского, режиссера советского модернистского кинематографа, и уход из жизни одного из родоначальников новой волны Жана-Люка Годара. Эти события стали мотивами выбора темы для конференции 19-й «Кинопробы». На конференции 2021 года мы занимались осмыслением различных региональных, локальных версий кинематографа в контексте глобальных векторов мирового развития. Продолжая тематическую преемственность между конференциями, в этом году мы собираемся обсудить специфическое для кинематографа явление «новых волн».
Чаще всего, при упоминании термина «Новая волна» мы вспоминаем французский кинематограф 1950-х — 1960-х годов и режиссеров (Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Аньес Варда и др.), которые стали символом модернизации кинематографического языка. Тема французской новой волны является довольно популярной в среде исследователей и просто любителей кино. Сложно отрицать масштабное влияние на мировой кинематограф, которое оказали режиссеры
французской новой волны. Несмотря на такую исключительную популярность и влиятельность французской новой волны, в широком смысле «Новые волны» в 1960-е годы сформировались практически повсюду в европейском кинематографе. Например, советский модернистский кинематограф (Андрей Тарковский, Кира Муратова), чехословацкая новая волна, новое немецкое кино, «Новый Голливуд» и др.
При осмыслении «Новых волн» обычно обращают внимание на кинематограф середины и второй половины XX века. Однако, начиная с 1990-х годов XX века сформировались и продолжают возникать новые волны в разных странах по всему миру. Новые волны в России (А. Звягинцев, Б. Хлебников, Н. Хомерики, К. Балагов, современное Якутское кино), Казахстане, Кыргызстане, Испании, Италии, Румынии, Тайваня становятся предметом исследования специалистов: искусствоведов, культурных и социальных антропологов, киноведов, и других представителей социального и гуманитарного знания. Исследование феномена «новых волн» в кинематографе актуально потому, что может лучше прояснить специфику развития кинематографического языка и проследить связь его трансформации с постоянно меняющимися условиями социокультурной реальности разных стран.
Помимо решения задач восполнения «белых пятен» в истории мирового кинематографа, его темпоральных и топографических особенностей (время и пространство «новых волн»), мы ставим себе и теоретические цели. Фокусирование исследовательского внимания на феномене «новых волн» генерирует обращение к нетривиальным концептуальным решениям, поиску интерпретаций за пределами чисто языковых, формально-стилистических и технологических новаций. Мы предполагаем, что феномен «новых волн» порождается целым комплексом социокультурных (политических, экономических, антропологических и эстетических) факторов, и поэтому требует подключения теоретико-методологического инструментария всех гуманитарных и социальных наук.
Оргкомитет конференции предлагает обсудить следующие вопросы:
- 1) Проблема определения понятия «новая волна».
- 2) Социокультурные факторы, стимулирующие трансформацию кинематографическогоязыка в рамках новых волн.
- 3) Советская «новая волна»: центр и периферия.
- 4) Влияние технического развития киноиндустрии.
- 5) Герои «новой волны».
- 6) Кинематограф Андрея Тарковского в контексте эстетики «новой волны».
- 7) Сравнительный анализ «старых» и «новых» новых волн.
- 8) Особенности репрезентации социальных, политических и культурных аспектовдействительности в кинематографе «новых волн».
- 9) Кинематограф новых волн и повседневность.
- 10) Проблема применимости термина «новая волна» к различным формам киноискусства:сериал, полный метр, короткий метр, документальное кино, анимация.
Для продуктивного поиска ответов на вопросы необходимы совместные усилия ученых из разных областей знания (историки, культурологи, специалисты по старым и новым медиа, социальные антропологи, философы), практиков, работающих в системе медиаархеологии, и, конечно, всех участников кинематографического и художественного процессов.
Заявки принимаются до 19 ноября.
Ссылка на форму заявки на участие: https://forms.gle/MUno6Lh7Hx5piUH69
По всем вопросам обращайтесь по адресу: doc.conference22@gmail.com
Предусматриваются очная и заочная формы участия.
Требования к заявкам: текст тезисов 1,5 тысячи знаков в Microsoft Word с указанием ФИО автора, учебного заведения и статуса, электронной почты. Предполагается публикация расширенных до размеров статьи вариантов тезисов в коллективной монографии (РИНЦ). Сроки сдачи статей, отобранных оргкомитетом для публикации: 10 января 2022 года
В конференции примут участие известные исследователи и практики кино из разных стран: теоретики, кинокритики, историки кинематографа; специалисты, занятые музеефикацией и реставрацией кинодокументов.
Оргкомитет конференции:
Сыманюк Э.Э. – профессор УрФУ, директор Уральского гуманитарного института;
Немченко Л. М. – доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Департамента философии УрФУ, директор фестиваля Кинопроба;
Круглова Т. А. – профессор кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Департамента философии УрФУ;
Якимов А. Е. – независимый исследователь;
Нарожный Н. – магистрант кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Департамента философии УрФУ.