Афиша науки

XII Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все миражи мира: иллюзия в литературе и искусстве» (Санкт-Петербург, 24‒25 апреля 2025 года)

XII междисциплинарная научная конференция в рамках проекта «Неканоническая эстетика» будет посвящена проблемам обманчивого, искаженного восприятия действительности; миражам, связанным со свойственным человеку представлением о реальности; разного рода заблуждениям, на которых строится жизнь и которые во многом ее определяют. Иллюзия является важной составляющей социальной жизни человека. Создавая иллюзии, человек осмысляет действительность, ищет свое место в жизни, рефлексирует и тем самым познает реальность, а ее постижение только рациональными способами невозможно. Иллюзия дает возможность создать собственный идеальный мир, соответствующий его ценностям, желаниям, устремлениям.

Понятия «мираж» и «иллюзия» семантически близки. В переносном значении мираж — это обманчивый призрак чего-нибудь, иллюзия, а иллюзия— обман чувств, нечто кажущееся, не соответствующее действительности. Ж. Бодрийяр считает, что иллюзия проистекает «из способности через изобретение различных форм вырывать что-то у реальности, противопоставлять ей нечто иное, переходить на обратную сторону зеркала, где изобретаются иные игры и иные правила игры». В обыденном плане понятие «иллюзия» употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило, нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана. Стремление к иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от реальности, жаждущего надежды или удовольствия. И даже происхождение искусства можно объяснить потребностью в иллюзиях (К. Ланге), а Ж. Бодрийяр называет искусство отточенной иллюзией («Эстетика иллюзий и эстетика утраты иллюзий»). С этой точки зрения интерес представляет соотношение в литературе и культуре иллюзии и различных видов

реальности (субъективной, повседневной, виртуальной и пр.), которые находят отражение в искусстве, соединение реального и иллюзорного (например, оп-арт и имп-арт в живописи). Иллюзия искажает восприятие действительности, противоречит осознанным ее закономерностям и тем самым требует их нового, углубленного рассмотрения, а также исследования механизмов восприятия. Наиболее ярко это отражено в живописи и графике («Сорока на виселице» П. Брейгеля Старшего, «Ваза» Э. Рубина, «невозможные объекты» М. К. Эшера, «Лестница» Рёйтерсверда-Пенроуза и т. п.).

Источником иллюзий часто становятся потаенные желания или нереализованные мечты, поэтому анализ иллюзий приближает к пониманию бессознательного. Наши представления о мире основаны на том, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем. Но еще древнегреческий скептик Секст Эмпирик писал о том, что органы чувств у людей устроены по-разному, поэтому и картина мира у каждого своя, а Д.Юм считал: единственно возможная для нас действительность – мир собственных чувств и ощущений, то есть мир иллюзий и миражей. Литература предлагает множество произведений, в которых герои-мечтатели живут иллюзиями («Утраченные иллюзии» О. де Бальзака, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова, поздние повести И. С. Тургенева, «Мираж» А. Н. Толстого, «Иллюзии» Р. Баха и др.). Феномен иллюзии-самообмана всесторонне исследовали философы-экзистенциалисты (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Наконец, искаженное восприятие действительности может быть связано с необычными физиологическими состояниями субъекта, под воздействием опьяняющих веществ или различных эмоций и аффектов, вызывающих галлюцинации.

Кроме зрительных, слуховых и тактильных, литература и культура часто обращаются к временны́м иллюзиям, когда время воспринимается как замедляющееся, останавливающееся, ускоряющееся или идущее вспять. Само будущее— это тоже иллюзия. При восприятии художественного произведения может возникать эстетическая иллюзия (понятие разработано еще Э. Гомбрихом и развернуто в работах В. Нелла, В. Вольфа и др.). Сходное явление в киноведении или изучении видеоигр исследователи называют погружением (Л. Эрми и Ф. Марья, Я.-Н. Тон). Создание иллюзий реальности стало двигателем развития кинематографа, классическим размышлением на тему иллюзорности казалось бы документального способа отражения действительности средствами фотографии и кино стал фильм М.Антониони «Фотоувеличение» (Blow up, 1966); фильм «Кинг-Конг» в 2006г. получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, которые включают компьютерную графику и всевозможные оптические иллюзии, но были и «Звездные войны», «Парк юрского периода», «Властелин колец» и многие другие.

Организаторы конференции предлагают обсудить круг проблем, связанных с репрезентацией литературой и искусством различных видов иллюзий:

— эстетическая иллюзия в литературе и искусстве;

— иллюзия как мечта / самообман в художественном произведении;

— социальные иллюзии в литературе и искусстве, утопия и антиутопия как варианты возможного будущего;

— причины возникновения иллюзий в произведениях искусства и механизмы их создания;

— симулякр и дип-фейк и их роль в эстетике искусства и масс- медиа;

— имитация как прием в искусстве;

— искусство и оккультизм, искусство и магия как способы познания мира через иллюзию; герои-мастера магических практик; ясновидение как иллюзия будущего;

— функции аффективных иллюзий в искусстве;

— соотношение иллюзорного, лживого и ложного в произведениях искусства;

— соотношение иллюзии и науки в фантастике.

Мы будем рады участию представителей гуманитарных наук: историков и теоретиков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут апеллировать к самым разным методологиям интерпретации для эстетического освоения феноменов иллюзии в произведениях литературы и искусства, однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе различных конкретных произведений.

Отбор заявок на участие в конференции будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу без объяснения причин. Потенциальным участникам предлагается представить тезисы доклада (2 страницы) на электронную почту Оргкомитета:dialog.conf2024@mail.ru и сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, представляемую организацию) в прилагаемой заявке. Заявки принимаются до 23:59 по московскому времени 1 марта 2025 г. Результаты рассмотрения будут сообщены заявителям не позднее 23:59 по московскому времени 25 марта 2025 г.

По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN, DOI и индексацией в РИНЦ). Сборники по материалам предыдущих конференций см. ЗДЕСЬ

Условия публикации в сборнике будут оговорены позднее.

ОРГКОМИТЕТ:

Сергей Викторович Денисенко, д. ф. н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (председатель);

Антон Олегович Дёмин, к. ф. н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (секретарь);

Светлана Анатольевна Васильева, д. ф. н., профессор кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета;

Денис Львович Карпов, к. ф. н., доцент кафедры общей и прикладной филологии Ярославского государственного университета.

Конференции научного проекта «Неканоническая эстетика»:

«Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве» (2014)
«Все восторги мира: Экстаз в литературе и искусстве» (2015)
«Все истины мира: Разум в литературе и искусстве» (2016)
«Все секреты мира: Тайны в литературе и искусстве» (2017)
«Все нелепицы мира: Абсурд в литературе и искусстве» (2018)
«Все обманы мира: Ложь в литературе и искусстве» (2019)
«Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (2020)
«Вся ненависть мира: Насилие в литературе и искусстве» (2021)
«Все озарения мира: Анагноризис в литературе и искусстве» (2022)
«Все тревоги мира: Беспокойство в литературе и искусстве» (2023)
«Все взаимодействия мира: Коммуникация в литературе и искусстве» (2024)

Заявка на участие

Фамилия, имя отчество
Ученая степень, звание (если имеется) Страна, город

Представляемое учреждение / независимый исследователь Действующий e-mail для связи
Участие очное / заочное
Тема доклада

Тезисы доклада