Белый цвет красного города. Слова Михаила Тимофеева, рисунки Александры Селивановой
Колористика современного города Иванова порой удивляет профессионалов. Яично-жёлтый конструктивизм, ядовитая зелень крупногабаритных торговых центров эпохи капиталистического романтизма проводит по глазам бритвой не Оккама, а Бюнуэля. Можно ещё добавить закрашенный под цвет фламинго в угоду одному из бывших губернаторов красный кирпич 102-квартирного дома горсовета.
Цветовой спектр используемых повсеместно сайдинг-панелей однообразен и тускл как скучная и унылая жизнь.
Но не всё так плохо. Есть на что посмотреть. Итак, сегодня я представляю рисунки Александры Селивановой, сделанные в Иванове этой снежной зимой. Город в пелене сумеречных вьюг и рассветной дымки проявляется силуэтами фабричных труб и водонапорных башен. Эти вертикальные доминанты индустриальной эпохи пережили церковные главки и колокольни. Уводь устлана холодным покрывалом белоземельной бязи, которой уж нет в продаже.
От фабрично-конструктивистского Иванова не рябит в глазах. Салатово-канареечный колор модернового особняка самого знаменитого местного фабриканта-мецената уравновешивается берлинским цветом созданного им напротив собственного дома музея. Красный кирпич особняков «ситцевых королей» не казался многим из них недостойным их величественного положения. Возможно, Гандурины, Фокин, Щапов, Ямановский просто съэкономили на штукатурке.
Пролетарский цвет фабричных стен стал и цветом рабочего жилья во второй половине 1920-х. Даже колоритные деревянные сараи во дворах имели порой краснокирпичные брандмауэры.
Красный кирпич дома-корабля изначально решили скрыть под краской, а серо-красная оборонная стена дома-подковы смиряет с грязно-серым цветом силикатного кирпича.
Построенное без претензий на метафоричность здание общежития хлопчатобумажного техникума, потеряв аутентичные балконы и приобретя чужеродные излишества, именно в утренне-вечерней мгле не позволяет отвлекать взгляд на ненужные для счастья глаз детали.
Даже закамуфлированный после пожара дом-пуля проявляет себя на белоснежном листе бумаги.
И ночь к нему нежна.
Когда глаз хочет увидеть скрытый за гламурно-розовой покраской стен сущность конструктивистского воплощения идей модерна, то сумерки помогают сосредоточиться на диалоге форм.
Белый цвет красной дорики даже в сизой дымке говорит не о фабричном прошлом, а о будущем, об идеальном городе пролетарских дворцов науки.
Иваново — город между небом и землёй. Он весь соткан из духа материи.