Михаил Тимофеев Невидимые маршруты ивановского трамвая
Накануне семнадцатой годовщины осенней революции – 6 ноября 1934 года – в Иванове официально началась эпоха электротранспорта: по стальной колее под медными проводами начали курсировать двадцать пять трамвайных вагонов.
Нельзя сказать, что пуск трамвая был долгожданным, строили ударными темпами, и две первые одноколейные ветки (от вокзала через современный проспект Ленина и площадь Революции до меланжевого комбината и через Почтовую до Первого рабочего посёлка) смогли подготовить за 5 месяцев. Впрочем, идея конного трамвая появилась в Иваново-Вознесенске ещё в XIX веке, а в августе 1911 года крестьянин Шуйского уезда Мефодий Журавлёв предложил построить в нашем городе электрический трамвай. Так что ждали его двадцать лет и три года.
В ту пору обычным делом были футурологические прорывы на 50, а то и на все 100 лет. Думал ли кто-нибудь 83 года назад, что век ивановского трамвая окажется столь недолгим?
Первоначально новый вид транспорта развивался стремительно. В мае 1935 года была пущена линия трамвая № 3, следовавшего от улицы Краснопрудной до парка культуры и отдыха имени Степанова и стадиона «Динамо» (ныне «Текстильщик»). В том же году от улицы Почтовой в местечко Воробьёво прокладывается маршрут трамвая № 4. А вот пятый маршрут, появившийся в 1936 году, первоначально следовал не по привычному в последние пятьдесят лет маршруту. Он вёл от площади Революции по улицам Фридриха Энгельса и Муромской в Ушаково и далее до фабрики «Красная Талка».
Только после Великой Отечественной войны в 1946-1947 годах новый участок трамвайного пути от площади Генкиной по улице Энгельса замкнул трамвайный круг. По центральным магистралям города навстречу друг другу стали курсировать трамваи кольцевых маршрутов «А» и «Б». В конце 1950-х годов была построена новая трамвайная линия до завода автокранов, которая в середине 1970-х годов была продлена до завода расточных станков (ИЗТС). Так появился пятый и исчез четвёртый маршрут. Странная ситуация, когда в городе трамваи курсировали по первому, второму, третьему, а также пятому и шестому маршрутам, была исправлена на два месяца в 1993 году. С 1 июня по 1 августа практически пустой трамвай № 4 курсировал между заводом тяжелого станкостроения и Первым Рабочим поселком.
В 1999 году городские власти приняли решение о закрытии трамвайного сообщения по проспекту Энгельса. Рельсы от площади Генкиной до площади Революции спрятали под слоем асфальта. Однако новый мэр города Александр Грошев отменил решение администрации Валерия Троеглазова, и трамвай № 6 вновь пошёл по Энгельса. Ивановский народ начал смутно понимать логику властей в отношении рельсового городского электротранспорта и ждал худшего.
В 2006 году в истории ивановского трамвая начал развиваться сюжет «Десяти негритят»: сначала был отменён маршрут № 3, соединявший парк культуры и отдыха имени Степанова и Меланжевый комбинат, и их осталось четыре. 9 апреля 2007 года во второй раз за 8 лет был отменён маршрут трамвая № 6. Трамвайное движение по проспекту Фридриха Энгельса было закрыто. В этот раз, по-видимому, навсегда. Маршрут-близнец № 1 продержался ещё четыре месяца. 5 июля 2007 перестали ходить трамваи пятого маршрута от железнодорожного вокзала до ИЗТС. Второй маршрут оказался к концу 2007 года единственным и последним. 1 июня 2008 года не стало и его.
Я, как и многие, пользовавшиеся услугами трамвайного сообщения, могу вспомнить и плохое, и хорошее. Странно сознавать, что громыхающие по проспекту Ленина красные, зелёные, синие вагоны – вымерший вид городского транспорта, и о нашем поколении ивановцев потомки будут говорить, что они жили в эпоху ивановского трамвая. Впрочем, может быть, он вернётся…
2017