Кино,  Регионы,  События,  Спецпроекты

Наталья Потехина Предзеркалье. Вас ждёт безумное кино для взрослых (16+)

XV МКФ им. Андрея Тарковского «Зеркало» открывается внеконкурсным фильмом «Безумное кино для взрослых», цензурированной режиссёрской версией картины «Неудачный трах, или Безумное порно» („Babardeala cu bucluc sau porno balamuc”), премьера которой состоялась на Берлинале-2021 и которая взяла главный приз киносмотра — «Золотого медведя».

Раду Жуде — «Одиозный хулиган» (Зинаида Пронченко) и «самый разносторонний режиссер румынской новой волны» (Алексей Филиппов) — уже привычный участник крупнейших кинофестивалей. Ничто национальное ему не чуждо. В обращении к теме румынской истории и манипуляциях с ней Жуде замечается регулярно: как в игровых («Браво!», «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары»), так и в документальных («Мёртвая страна», «Отправление поездов») лентах. Новая его работа — об учительнице истории Эми, дальнейшая профессиональная судьба которой решается на родительском собрании: поводом послужил утёкший в Сеть домашний порноролик с её участием. Что в свою очередь — повод для разговора о суровой румынской постсоветской действительности, построенной на не менее суровом историческом наследии. «Милитаризм, бытовая нетерпимость, духовные и семейные скрепы, ура-патриотизм, вспоминающий лишь героические страницы истории и блюрящий все остальные, сексуальная безграмотность» (Алексей Филиппов) — всё узнаваемое и русским сердцем тоже.

Мнения, как и положено, разделились. Для одних это «остроумное, едкое, хлесткое и очень актуальное кино» (Катя Загвоздкина). Кто-то видит в фильме высказывание «о кинематографе как неудовлетворительном, устаревшем, истершемся от времени фильтре для восприятия и оценки действительности» (Антон Долин) или «забористый интеллектуальный трэш, от которого, с одной стороны, хочется выть, а с другой — смеяться, как сумасшедший» (Иван Афанасьев). Для других картина — утомительная недокомедия, которой место не в кинотеатрах, а внутри небольших дисплеев (Павел Воронков). «Все озлоблены на всех, а дьявол довольно потирает руки. Не исключено, что фамилия дьявола, собственно, Жуде» (Зинаида Пронченко).

Все сходятся в очевидном: это первый фильм, признающий и рефлексирующий на тему новой ковидной и масочной реальности. Быть может, потому с него и начинается ивановский пятидневный марафон авторского кино. Задаёт настроение: этим (всё-таки «Зеркало» нынче covid-free, и не забывайте, пожалуйста, маски носить) и тем, что для «Зеркала» «Безумное кино…» — то же, что «Аннетт» Леоса Каракса для Канн-2021: громогласная весть о том, что кино, даже после прошлогоднего пандемийного локдауна, — казалось, фатального для киноиндустрии — живее всех живых. «Жестокая социальная сатира о сексе и лжи». «Новая, стирающая грань между сатирой, провокацией и экспериментом работа Жуде» (Вадим Богданов) «о потере приватности, о госконтроле, о лживости общественной морали» (Егор Беликов). Идеально.

Через тернии картина пробиралась в российский прокат: её, впервые в России и без купюр, показали в апреле на Московском международном кинофестивале. В июне стало известно об отказе в выдаче фильму прокатного удостоверения. В начале августа удостоверение всё же выдали, но уже упомянутой «подправленной» версии (градус сатиры и заявленного в названии безумия оттого только повышается, согласитесь). Кроме ивановского, известно пока о двух показах картины: в Москве и Петербурге, которые состоятся только 14 сентября. Судя по всему этому, сложно сказать, насколько широким будет дальнейший её прокат. Так что спешите видеть.