Александр Портнов Венерина любовь
Рецензия на фильм «В поисках Венеры»
На карте Европы сложно найти регион, русскому человеку менее близкий, чем Косово – наши сердца традиционно на стороне сербов и воспринимать их юго-западную провинцию как что-то самостоятельное мы не хотим априори, да и провинция эта всплывает в новостной повестке лишь в связи с очередными притеснениями, которые сербское меньшинство терпит от албанского большинства. Тем интереснее возможность взглянуть на то, чем живут косовары и попытаться понять их поведение. В данном случае эту возможность предоставляет режиссер Норика Сефа, которая хоть и живет в Праге, сама родом из Косова, а значит по определению куда лучше нас понимает душу своего народа.
Фильм «В поисках Венеры», правда, не предоставит целостный портрет жизни одной из беднейших европейских стран, а сосредоточится на одной конкретной прослойке – подростках. Собственно, режиссер явно стремилась показать, что косовские подростки ничем от подростков других национальностей не отличаются, разве что одеты поскромнее и развлечения у них попроще, а вся разница начинается в момент, когда им приходится соприкоснуться с миром взрослых. Главная героиня – Венера, старшая дочь в семье, которая вот-вот вступит во взрослую жизнь, но пока еще вынуждена делить крышу с родителями, двумя младшими братьями и бабушкой. Отец, человек консервативный, пытается держать дочурку в ежовых рукавицах, отваживая от нее потенциальных ухажеров, не пуская гулять по ночам и т. д., вплоть до запрета на мобильные телефоны в доме (оказывается в стране, где центральный столичный бульвар назван именем Билла Клинтона, многим не нравится тлетворное американское влияние). За малейшим проступком следует гневное «иди спать!» независимо от времени суток. Единственное, с чем папаша готов мириться – посещение курсов английского языка, т. к. это позволит гарантированно получить профессию.
Венера терпит до тех пор, пока не знакомится на курсах с гораздо более раскованной девушкой Дориной, которая помогает ей познакомиться с такими понятиями, как «бар», «алкоголь», «рок-концерт» и, конечно, «поцелуи с мальчиками». Собственно, фильм, как и 99% американских подростковых комедий, посвящен животрепещущей теме потери девственности (из-за чего название «В поисках Венеры» приобретает не совсем приличный оттенок) – в первой сцене мы видим Дорину за этим процессом, в финале через него проходит и заглавная героиня, символически расставаясь таким образом с детством. Однако, в отличие от Голливуда, в традиционном обществе подростковый бунт даже в случае кратковременного успеха обречен на неудачу, поэтому и Дорина, не смотря на все заверения, что в ее отношениях нет ничего серьезного, вынуждена под давлением семьи стать женой того единственного парня, с кем у нее был секс, да и Венеру ждет то же самое – как бы ей ни хотелось вырваться из-под опеки отца, все же в качестве своего «первого» (и, по всей видимости, последнего) она выбрала именно того единственного парня, которому благоволил папаша. Что поделать – родное село маленькое, все друг друга знают в лицо, скоро соседи начнут судачить о том, что дочка такого-то учудила, поэтому лучше от греха ее женить. К тому же общество мусульманское (хотя в фильме и сведены на нет любые упоминания ислама), особенно щепетильное к соблюдению видимых приличий.
Надо отдать Венериному папе должное – для простоватого столяра, против воли которого не смеют пикнуть ни жена, ни теща, с дочкой он обращается по-своему мягко, лишь один раз за фильм отвесил пощечину, да и то после того, как та прямо его ослушалась, предварительно еще и солгав. Учитывая, что самым безобидным развлечением мальчишек в косовской глубинке является местная разновидность футбола, в которой нужно как можно сильнее пнуть мяч в сторону девчонок (верхом мастерства считается прямое попадание одной из них в попу), а сценами издевательств над бродячими собаками, похоже, никого не удивишь, то отец выглядит гуманистом на фоне односельчан.
Простоту сюжета режиссер пытается искусственно усложнить странными операторскими решениями, частенько уводя камеру в сторону от героев, чтобы зритель слышал, чем они заняты, но не видел этого – порой складывается впечатление, что таким образом скрывалась нехватка актерского опыта у молодого поколения, хотя в остальных сценах за ними такого греха замечено не было. В результате периодически в кадре остаются только пейзажи, к сожалению, чаще мрачные и пугающие. Природа Косово, если верить фотографиям в Википедии, на удивление красивая, но вот конкретно в родных местах Венеры похоже остались только карьеры, мертвые леса и голые скалы – глазу не за что зацепиться. Хорошо хоть актриса Косоваре Красники сама по себе красавица, чем в значительной степени оживляет общую невеселую атмосферу патриархальной глубинки, а ее певучее произношение так роднит албанский язык с французским, словно перед нами фильм Годара или Трюффо. Даже странно, почему парни упорно липнут не к ней, а к Дорине? Не иначе, как по сценарию.