Выставка «Переход хода». Красноярск, Музейный центр «Площадь Мира» (15 апреля 2022 — 19 июня 2022 года)
Выставка поздне/пост советского искусства (80-е и 90-е годы ХХ века) из коллекции Музейного центра «Площадь Мира».
Поводом для создания выставки стал дар 30 большеформатных произведений искусства из хранилища Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Работы девятнадцати авторов бывших союзных республик СССР созданы с 1977 по 1990 годы и переданы в фонды музея по приказу Министерства культуры РФ в конце 2021 года.
Арт-директор Музейного центра «Площадь Мира» Сергей Ковалевский: «Привлекал исторический аргумент, этот материал позволяет составить впечатление об искусстве конца советской эпохи – того времени, когда был построен красноярский филиал музея Ленина (нынешний музей современного искусства).С другой стороны, что-то было в некоторых картинах – в живописной фактуре, композиции, мотиве. Некая острота мысли. Свежесть ощущения… Так и сложился наш отбор экспрессивных, полу-абстрактных, пред-поп-артовских произведений художников из Азербайджана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Украины, Узбекистана и Таджикистана».
Отметим, это не первый дар РОСИЗО музею – после выставки «Новые территории искусства» в 1993 году музею передали 20 произведений, которые стали ядром коллекции современного искусства.
Выставка объединяет искусство уходящей эпохи с опытами выходящих из подполья «отверженных», соединяя модернистскую и концептуалисткие парадигмы искусства в общем музейном пространстве. При этом граница между художниками и направлениями достаточно условна и проходима – поскольку избранные «восьмидесятники» не чужды поискам свежей формы и экзистенциального накала, а «девяностники» еще пропитаны ностальгией и лиричностью. В центре внимания: переход пост-советского искусства в целом, в направлении индивидуации.
Материал выставки посвящен мистерии перехода, трансляции таинственных флюидов из приватно-бытовых глубин и метафизических далей. Выставка наполнена индивидуальными попытками переходов между мирами, которые по определению современных социологов и являются реальными (в отличие от самих миров). Линия приватной фантасмагории продолжается линией сумеречного ухода, а полумистические «шествия под вечер» – «движениями земли».
Отчетливая дуальность и внутренняя пограничность задается стеной в центре Белых залов, которая одновременно и разлом и шов, задающая динамическую границу «пространства перехода» между временем, местом, смыслов, посланиями проекта.
Сюжет о выставке в программе «Афиша на восьмом»https://www.youtube.com/embed/muyzBl5KrjQ
список художников
Юрий Вайс
Леонель Ванегас
Алексей Власов
Фарман Гуламов
Сильвестрас Джяукштас
Борис Егиян
Жылкычи Жакыпов
Каспар Зариньш
Аслиддин Исаев
Иван Кавтя
Оскар Качаров
Лариса Корнева
Андрей Поздеев
Виктор Попов
Николай Рыбаков
Олег Савостюк
Владимир Сальников
Тиберий Сильваши
Сергей Соколов
Эмиль Токталиев
Елена Травина
Моисей Фейгин
Олег Фирер
Елена Шаховская
Юрий Аввакумов
Артур Александров
Александр Бродский
Сергей Волков
Валерий Кошляков
Олег Ланг
Андрей Логвин
Александр Мареев
Олег Пономарев
Илья Пиганов
Виктор Сачивко
Василий Слонов
Игорь Смирнов
Леонид Тишков
Илья Уткин
кураторский текст
ПЕРЕХОД ХОДА
поздне/пост советское искусство
из коллекции Музейного центра
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ СЛУЧАЯ
Поводом к выставке послужило недавнее поступление 30 картин 80-х годов из бывшей коллекции Союза художников СССР. В 2021 году Государственному центру РОСИЗО было поручено распределить оставшиеся картины между региональными музеями России. В том числе и нам был предложен список из 100 наименований.
Редко так бывает, что дают в дар сотню картин. Но, как заведено у настоящих музеев, ответственных перед прошлым и будущим — дареному коню надо «в зубы» смотреть. Тем более, на первый взгляд, номинально материал не нашего профиля: работы членов официального советского СХ – ведь не андерграунд того времени. Хотя в позднем СССР уже приоткрывались эстетические клапаны…
С одной стороны, привлекал исторический аргумент: этот материал позволяет составить впечатление об искусстве конца советской эпохи — того времени, когда был построен красноярский музей Ленина (нынешний музей современного искусства).
С другой стороны, что-то было в некоторых картинах – в живописной фактуре, композиции, мотиве. Некая острота мысли. Свежесть ощущения…
Так и сложился наш отбор экспрессивных, полу-абстрактных, пред-поп-артовских произведений художников из Азербайджана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии, России, Украины, Узбекистана и Таджикистана.
При этом, в нашей внутри-музейной истории была еще одна «рифма» и мотив принятия: это уже второй случай, когда приходит дар из РОСИЗО. Правда, в первый раз — в 1994-м нам повезло получить более «профильные» работы российских деятелей актуального современного искусства 90-х годов.
MODERN AND CONTEMPORARY
Отсюда и возник естественный контекст презентации новых поступлений: две «коллекции РОСИЗО» образуют исторический и эстетический драматизм: с одной стороны, перед нами искусство уходящей эпохи, с другой – опыты выходящих из подполья «отверженных». Пазл сложился. Модернистская и концептуалистская парадигмы встречаются в общем музейном пространстве «Площади Мира».
В выставочный ансамбль добавлены несколько вещей московских и красноярских авторов, работавших в это же переходное время — также из фондов Музейного центра. Так мы вводим в диалог местные имена и другие истории поступления.
При этом граница между художниками и направлениями достаточно условна и проходима – поскольку избранные «восьмидесятники» не чужды поискам свежей формы и экзистенциального накала, а «девяностники» еще пропитаны ностальгией и лиричностью.
Как сказал один из участников нашей выставки Тиберий Сильваши:«Поколение конца 80-х сделало важный шаг в сторону от «идеологически правильного» искусства».
Каждый переживал внутреннее прощание с советским, совершая открытие окон в другой мир. Сначала – форточку, а потом и дверь.
Здесь и сегодня хочется говорить скорее об общности перехода самого пост-советского искусства в целом. По-существу, оказывается — хоть это и разные творческие сообщества и парадигмы, у них есть общий драйв изменения – в направлении индивидуации. Наверное, собрание представляет сюжет самой непрерывности совокупной ткани искусства. Экспозиция — не столько отражение конфликта «союза художников» с «нон-конформистами», а сколько — выражение «перемены участи».
ТАИНСТВО УСКОЛЬЗАНИЯ
У выставки есть и второе название – «МИСТЕРИИ ПЕРЕХОДА». Художественный материал обильно транслирует таинственные флюиды как из приватно-бытовых глубин, так — из метафизических далей.
Привлечение тяжелого античного слова «мистерия» подкреплено названием одного из экспонатов – литографской серией Владимира Сальникова «Мистерия-буфф» (которая, в свою очередь осуществляет творческий перенос ранне-авангардного сюжета Маяковского в знаковую вселенную 80-х).
Кроме того, в теоретическую рефлексию проекта уместно привлечь концепцию множественности миров социолога повседневности Ирвинга Гофмана, в которой есть ключевой тезис: «реальными являются только переходы между мирами, а не сами миры»…
Кажется, что выставка полна индивидуальными реализациями таких попыток перехода. И, в идеале – каждый художник стремится к учреждению своего особого мира.
Самая протяженная и разнообразно представленная линия — приватная фантасмагория.
Непрерывный ярус «квартирников» окружает весь зал по периметру – от 80-х до 90-х.
Есть в нем и телесная интимность, и семейные сцены, и бытовой сюрреализм.
К частному миру советского человека примыкает элегия деревенского дома. Здесь образовалась даже специальная ниша «Окница» — в парафраз названию родного села Ивана Кавти.
Линия сумеречного ухода задается в самом начале понурым чаплинским героем Моисея Фейгина (кстати, самого пожилого автора на выставке. Ровесник ХХ века (1904-2008) — он сам как эстафета от авангарда). «Финита ля комедия».
И затем в нижнем ярусе «шествие под вечер» раскрывается полу-мистическими картинами перемещения сумрачных живописных масс (от Ларисы Корневой до Николая Рыбакова). Особый мистериальный аспект происходящего подчеркивают похоронные процессии Юрия Вайса и Олега Фирера. На другой стороне разворачивается движение земли вдоль «горизонтальной линии» Олега Пономарева к ландшафту «после битвы» Олега Ланга.
ТЕАТР ПАМЯТИ
Немаловажное влияние на замысел проекта оказала планировочная ситуация зала, в котором существует отчетливая дуальность и внутренняя пограничность. Клиновидный в плане разлом и одновременно шов драматизирует экспозицию изнутри. Два ареала взаимодействуют через динамичную границу – «пространство перехода».
И, конечно, мы сохраняем веру в музейную «прибавочную стоимость» — тот «3-й смысл», который возникает между вещами в реальной экспозиционной топографии. «Переходы» между картинами здесь тоже имеют значения. Во-многом, в поисках радости этих отношений куратор и собирает коллективную, «сообщительную», выставку с ее маршрутами, соседствами и симметриями.
Так, может быть, самый сокровенный смысл и «мистериальное» послание проекта несет на себе входная часть выставки. Нас встречает «Марш мира» Алексея Власова, написанный в 1982 году. Этот марш «длится» уже ровно 40 лет! В сочетании со следующей и камерной работой «Память Чаплина» заглавная метафора приобретает библейское звучание – чему порукой очень кстати имя художника: Моисей. Маленький грустный-смешной персонаж (художник) увлекает сквозь мрак свой многоязычный народ. И путь этот далек и долог. И этот очень длинный переход все еще совершается.
Мы приглашаем зрителя, чуткого к событиям резонанса искусства, места и времени, почувствовать эту «дрожь от сравнений» и встроить свой голос в гул языка.
Куратор Сергей Ковалевский
Источник: https://mira1.ru/show/2110