Александра Колесник Музыкальное наследие в Северной Англии: примеры Шеффилда, Манчестера и Ливерпуля
Кризис деиндустриализации 1980-х годов особенно затронул северную Англию — промышленный регион Мидлендс. Поскольку образы старых промышленных городов отталкивали инвесторов, на протяжении 1980-х годов произошло переосмысление техник презентации их культурного наследия и творческих возможностей. В связи с этим был реализован ряд проектов по строительству новых объектов, которые, с одной стороны, репрезентировали бы культурную историю постиндустриальных городов, с другой, выступали в качестве туристических объектов. Уже в начале 1990-х годов в результате такой политики британские города стали перестраиваться по модели европейских городов, где концепции туризма и городского культурного наследия были тесно взаимосвязаны. В рамках проектов регенерации реконструировались, прежде всего, городские центры, где новые кафе и рестораны встраивались в атмосферные культурные кварталы, привлекая туристов. В этом контексте, создание новых музыкальных площадок и появление новых музыкальных сцен на основе музыкальных традиций и истории города, а вместе с этим, и развитие музыкального туризма, стали одним из приоритетных направлений бывших промышленных городов.
Осмысление музыкальной истории как городского культурного наследия происходило по нескольким траекториям: как «top-town» процесс преимущественно при участии местных властей, как «bottom-up» процесс при содействии горожан, музыкантов и слушательских аудиторий и «in-between» при попытке создания диалога между разными сторонами процесса. Шеффилд, Манчестер и Ливерпуль стали первыми северными английскими городами, в которых происходила работа с музыкальным наследием в 1990–2000-е годы. Разберем подробнее каждый из примеров.
Шеффилд, как многие другие индустриальные города Великобритании после промышленного подъема в XIX веке уже к 1980-м годам ощутит катастрофу деиндустриализации, и с тех пор местные власти вели поиски новых ресурсов трудоустройства и заработка [DiGaetano, Lawless, 1999: 546—577]. Город пережил постепенное осознание того, что эти изменения требуют не только привлечение новых отраслей производства или услуг, но полного «переоткрытия» самого города. В 1993 году Городской Совет Шеффилда выиграл тендер на проведение второго фестиваля «Radio One Sound City», целью которого стало повышение интереса к музыкальному сектору и музыкальной истории города, а также привлечение посетителей из всей Великобритании [Brown, Cohen,O’Connor, 1998: 5]. В связи с этим на волне интереса к проектам регенерации северных британских городов в 1990-е годы была реализована попытка создания Квартала культурных индустрий в Шеффилде (Sheffield’sCultural Industries Quarter) [Cultural Industries Quarter Conservation Area], центральное место в концепции которого было отведено именно популярной музыке как культурному наследию города, а ключевым местом должен был стать Национальный центр популярной музыки (National Centre for Popular Music).
Инфраструктура Квартала культурных индустрий, как предполагалось, должна была быть ориентирована как на развитие локальной музыкальной сцены и индустрии, так и на создание в будущем туристического музыкального «аттракциона» (крупных музыкальных фестивалей, новых концертных площадок, музыкальных музеев), который бы привлек посетителей из разных уголков Великобритании и других стран, кардинально меняя образ Шеффилда. Как отмечает исследователь и один из разработчиков проекта создания культурных кварталов в британских городах Джон Монтгомери, в действительности, квартал культурной индустрии не имел того катализирующего эффекта на музыкальную индустрию в городе, как это предполагалось изначально [Montgomery, 2005: 87—91]. Это было связано как с неумелой экономической политикой местных властей, так и отсутствием диалога между инициаторами проекта и музыкантами. Позиция инвесторов и застройщиков культурного квартала в Шеффилде оказалась крайне противоречивой. Исследователи Адам Браун, Джастин О’Коннор и Сара Коэн указывают на нежелание инвесторов предлагать местным музыкантам дешевую арендную стоимостью студий звукозаписи, площадок и оборудования для организации и проведения концертных выступлений [Brown, O’Connor, Cohen, 2000: 441]. Кроме того, из-за агрессивной городской политики в отношении открытого в Квартале культурного центра «Red Tape» (например, ограничения на время использования музыкальных площадок) местные музыканты и продюсеры в конечном счете отказались от работы в Квартале. В результате, созданное пространство для развития культурного сектора зачастую просто использовалось под административные нужды.
Читайте полностью в новом номере журнала по ссылке: https://labyrinth.ivanovo.ac.ru/2022/09/30/labyrinth-теории-и-практики-культуры-2022-№-3/