X Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все тревоги мира: беспокойство в литературе и искусстве» (Санкт-Петербург, 27–28 апреля 2023 года)
ИНСТИТУТ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУШКИНСКИЙ ДОМ) РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НЕКАНОНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
X Апрельская междисциплинарная научная конференция
«Все тревоги мира: беспокойство в литературе и искусстве»
27–28 апреля 2023 г.
(Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4) Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
«Тревога <…> свидетельствует о том, что “я” еще не превратилось в вещь, что еще не все потеряно. <…> Тревожные слова о себе — правда перед лицом бытия» Б. Колымагин «Вот так вот. Молчание в поэзии и жизни»
Проект «Неканоническая эстетика» задуман как своеобразный мост между «жанровой» и «категориальной» поэтикой. Мы рассматриваем категории, которые не входят в каноническую систему. Но вместе с тем их значимость несомненна, и проявляется она в конкретных культурных явлениях.
Категория «тревоги» интересна наличием множественных связей, которые могут стимулировать исследования, посвященные широкому спектру проблем.
Важнейшие из них – мировоззренческие. Тревога порождена ощущением опасности – но эта категория принципиально отличается от понятия «страх». Чувство тревоги, по мнению С. Кьеркегора, выражает свободу. Оно обращено к внутреннему человеку, а страх направлен вовне. Тревога открывает глубину сущего, и здесь сходятся литература, философия и теология. Но потенциал данной категории не исчерпывается этим уровнем. «Тревога» связана с определенными жанровыми новациями, которые обрели форму в ХIХ в., хотя появились гораздо раньше. В отличие от литературы ужасов триллер провоцирует тревожное ожидание; волнение связано с фундаментальными сомнениями в интерпретации происходящего. Триллер появился в массовой литературе второй половины XIX в.; в кинематографе этот жанр навсегда связан с именем А. Хичкока. Попытки жанровой кодификации триллера предпринимались, прежде всего, американскими авторами. Например, Р. Макдональд утверждал, что в детективе действие движется назад, к разгадке, в триллере – вперед, к катастрофе. До сих пор жанровые рамки остаются неопределенными, и тем важнее обсудить важность категории «тревоги» применительно к художественным произведениям, содержащим элементы триллера.
Помимо жанрового потенциала, несомненен и сюжетный потенциал «тревоги / беспокойства». Имеется в виду возникшее в начале XX в. разделение «саспенса» (включающего рациональное объяснение всех странных и ужасных событий) и «хоррора» (игнорирующего объяснения или предлагающего сугубо иррациональные). Первоначально антитеза реализуется в пространстве одного жанра: «роман саспенса» основывается на извечном человеческом любопытстве, «роман ужаса» – на страхе. И то, и другое связано с пределом познания, и то, и другое содержит элемент «странности» – но, для того чтобы этот элемент развернуть, необходимо значительное пространство, пространство романа. Однако в дальнейшем «саспенс» в искусстве становится, в основном, сочетанием сюжетных и тематических приемов, способствующих нагнетанию напряжения, вызывающих тревогу, порожденную самыми будничными событиями (от дождя в Венеции в повести Д. Дюморье «А теперь не смотри» до неровно обрезанного листка бумаги в рассказе Г. К. Честертона «Неверный контур»).
Мы предлагаем участникам конференции рассмотреть разные эстетические аспекты «тревоги», связанные с жанром, сюжетом и образами:
- – тревога и различные виды искусства в синхронии и диахронии;
- – тревога и психология творчества; –
- – эстетика, риторика и поэтика тревожного;
- – тревога и беспокойство в сюжетном пространстве;
- – беспокойство, саспенс и ужас;
- – бытовые, интеллектуальные, сверхчувственные аспекты беспокойства;
- – дифференциация понятий беспокойства, тревоги, саспенса;
- – выражение тревоги в повседневности и в искусстве.
Мы будем рады участию представителей различных гуманитарных наук: историков и теоретиков литературы, лингвистов, искусствоведов, музыковедов, психологов, философов, социологов, политологов. Темы докладов могут
способы и приемы моделирования «беспокойства», «тревоги»,
«саспенса» (сюжеты, образы, мотивы) в литературе и искусстве;
саспенс как прием; саспенс в развитии сюжета;
способы преодоления саспенса (привыкание, избегание, контроль) и катарсис;
апеллировать к самым разным методологиям интерпретации для эстетического освоения феноменов «тревоги», «беспокойства», «волнения», «саспенса», «триллера» в произведениях различных видов искусства, однако аргументация исследователей должна выстраиваться на анализе конкретных произведений.
Отбор заявок на участие будет производиться на конкурсной основе; Оргкомитет оставляет за собой право отказать заявителю во включении доклада в программу по причинам несвоевременной подачи заявки, неясного изложения тезисов, несоответствия заявленной тематике. Потенциальным участникам предлагается представить тезисы доклада (до 2 страниц) на электронную почту Оргкомитета: achtung.conf2023@mail.ru и сообщить о себе краткие биографические данные (Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание, представляемую организацию) в прилагаемой заявке. Заявки принимаются до 23:59 по московскому времени 1 марта 2023 г. Результаты рассмотрения будут сообщены заявителям не позднее 23:59 по московскому времени 25 марта 2023 г.
По материалам конференции планируется издание сборника статей (с присвоением ISBN, DOI и индексацией в РИНЦ). Сборники по материалам предыдущих конференций см.:
http://lib2.pushkinskijdom.ru/неканоническаяэстетика.
Условия публикации в сборнике будут оговорены позднее.
ОРГКОМИТЕТ:
Сергей Викторович Денисенко, д. ф. н., ведущий научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (председатель);
Антон Олегович Дёмин, к. ф. н., старший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (секретарь);
Светлана Анатольевна Васильева, д. ф. н., профессор кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета;
Илона Витаутасовна Мотеюнайте, д. ф. н., профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Псковского государственного университета;
Александр Юрьевич Сорочан, д. ф. н., профессор кафедры истории и теории литературы Тверского государственного университета.
Конференции научного проекта «Неканоническая эстетика»:
«Все страхи мира: Horror в литературе и искусстве» (2014)
«Все восторги мира: Экстаз в литературе и искусстве» (2015)
«Все истины мира: Разум в литературе и искусстве» (2016)
«Все секреты мира: Тайны в литературе и искусстве» (2017)
«Все нелепицы мира: Абсурд в литературе и искусстве» (2018)
«Все обманы мира: Ложь в литературе и искусстве» (2019)
«Все запреты мира: Табу в литературе и искусстве» (2020)
«Вся ненависть мира: Насилие в литературе и искусстве» (2021)
«Все озарения мира: Анагноризис в литературе и искусстве» (2022)
Заявка на участие
Фамилия, имя отчество:
Ученая степень, звание:
Страна, город
Представляемое учреждение / независимый исследователь: Действующий e-mail для связи:
Тема доклада: Тезисы доклада: