Никогда такого не было, и вот…
Известно, что перед таинством выбора полагается день тишины.
Только что в полной мере завершился срок приёма заявок на конкурс обложек журнала, объявленный редакцией журнала совместно с Музеем ивановского ситца. Последняя принятая к рассмотрению заявка была отправлена в 23.26 минут по ивановскому времени 12 октября 2020 года.
Перед критическим разбором порой произносят ритуальную фразу «никого не хочу обидеть». Действительно, не хочу. Хочу поблагодарить тех, кто принял участие в конкурсе обложек для нашего журнала. Первые предложения поступили довольно быстро. Прямолинейность предложенных решений исключила эти работы из короткого списка, попавшего на глаза членам жюри.
Выбор будет отягощён заявленным концептом серийности. Оцениваться будут не отдельные обложки, а серии обложек.
Полагаю, что не только я вспомню гоголевское: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».
В оказавшихся в шорт-листе 8 сериях можно обнаружить виртуозное визуальное прочтение концепта номера, демонстрирующее не только дизайнерское мастерство, но и интуитивное проникновение в суть темы, скрытой за не самыми корректными для техзадания формулировками:
№ 1. Память миграции, миграция памяти;
№ 2. Алкоголь в стране Советов;
№ 3. Вечно Высоцкий;
№ 4. Ресурсы локальной территориальной идентичности.
Анастасия Щапова лаконичными выразительными средствами смогла сформировать образы, с вполне самодостаточной иконичностью.
Силуэты трёх работ Елены Алексеевой гармонично вписаны в поля агитационных ситцев, при том, что тема локальных ресурсов территориальной идентичности решена с помощью помещения силуэта нового герба города Иванова на поле из рисунка восточных огурцов.
Обложки Алёны Момзовой — вторжение авторского рисунка не только в контекст темы, но и в структуру ткани, выбранной в качестве текстильного обрамления.
Коллажи Виктории Ширяевой — это и перекличка рисунка ткани и визуального сюжета, дополненного в композиции с Высоцким категорическим мотто. А на двух работах ещё и перенасыщенный и самодостаточный визуальный текст.
У Владимира Пегова превалирует композиционное видение концепта. Вид на собранный из рисунков тканей лабиринт даёт в просвете фотографические образы, отсылающие к теме номера. Оригинальный шрифт подчёркивает стилевое решение, отсылающее к эстетике культовых журналов 1990-х.
Изысканные коллажи Анастасии и Дарьи Левченко запоминаются не только включением базовых образов в текстильный контекст, но и тонкой колористической работой.
Декоративный стиль Аси Евлоевой демонстрирует виртуозное владение компоновкой текстильного материала. Чувство фактуры ткани позволяет создать подлинный лоскутный шедевр.
У Елены Титовой легко обнаружить свободу в подборе ассоциаций и в колористической трактовке использованного материала.
Все вошедшие в шорт-лист серии незаурядны. Присутствует в них игра с шаблонами, позволяющая порой оторваться от них в новые измерения. Порой визуальный канон не даёт автору оригинально прочитать предложенную тему. Только собственная свобода видения и дизайнерские навыки позволяют некоторым авторам совместить оригинальность решения с реализацией замысла.
Меня как главного редактора очень радует, что художники и дизайнеры, которых наверняка ждёт впереди успешная карьера, смогли предложить нашему журналу своё видение тематики номеров 2020 года.
У жюри впереди далеко не самый очевидный выбор. А у журнала скоро появятся темы номеров 2021 года, для визуализации которых на обложках мы сможем объявить новый конкурс.
P.S. Наверное, было бы странно, если бы художники смогли уложиться в отведённые организаторами временные рамки. Ксения Демьяненко предложила живописную перекличку наложенных на текстильный фон в случае с алкоголем и Высоцким лаконичных, а в варианте представления памяти миграции и региональных ресурсов сдержанно-пышного образов, уносящихся за пределы чёрно-белых принтов.