Выставка Петра Надводнюка «Феноменология восприятия». Санкт-Петербург, Галерея «Эрарта» (до 5 июня 2022 года)
Петр Надводнюк — загадочный художник. Его картины строятся на игре подобий, и зачастую перед нами возникают прямые визуализации метафор, как, например, изображение распространенной прически «конский хвост» в виде лошадиного крупа, покоящегося на затылке незнакомки. И этот прием, и форма, когда все объекты обведены черным контуром и ровно залиты базовыми цветами, роднят работы Надводнюка с журнальной иллюстрацией или даже карикатурой. Но почему художник столь старательно и настойчиво превращает свои забавные наблюдения в картины? Возможно, в этом намерении кроется наивное желание разгадать мир как сложную головоломку. Пример «конского хвоста» связан с уже устоявшимся образом, но еще чаще художник стремится обнаружить свежие, оригинальные подобия и зафиксировать их на холсте. Похожим образом может мыслить поэт, находящийся в непрерывном диалоге с повседневностью. Он переименовывает, сравнивает и утверждает. Поэт творит из небытия свой мир, не обращая внимания на то, что все уже существовало до него.
Большинство образов основано на формальном внешнем подобии, но иной раз оно подмечено столь удачно, что простота и плакатность изобразительного языка Надводнюка могут прозвучать как поэтическая строка. Гротескные персонажи картин настаивают на комизме этого художественного мира. Но есть здесь и откровенно чувственные, и просто загадочные, не поддающиеся декодированию, образы: женщина-река, раскинувшаяся в ландшафте, кружево пены прибоя или крик перезревшего яблока — в них кроется связь с мифологическим восприятием мира, утраченным с приходом благ цивилизации. Петр Надводнюк возвращает в повседневность сказку, расколдовывая предметы. Он, как Андерсен, умеет подслушивать консервные ножи и знает, чем занимаются кузнечики в высокой траве.
https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/221121/