Александр Портнов 2+1
В этом году закрывать «Зеркало» выпало фильму «Бо ба бу», показанному в рамках программы «Тарковский контекст». Снял его Али Хамраев — живая легенда ушедшей эпохи, когда-то выведший кинематограф советской Средней Азии на мировой уровень своей «Седьмой пулей» и лентой «Без страха». «Бо ба бу», снятый на рубеже веков, стал своеобразным прощанием режиссера с Узбекистаном, служившим фоном для лучших его работ, — несмотря на то, что все действие происходит там, в узбекские кинотеатры фильм не попал.
История представляет собой стандартный любовный треугольник: в доме двух пастухов случайным образом появилась девушка, оба в нее влюбились и все заверте… Мирная жизнь нарушена, товарищи бьют друг другу морды, сосед, так же сведенный с ума красотой незнакомки, отправляется на тот свет от переизбытка свинца в организме. В общем, как не вспомнить бессмертную мудрость из фильма «Близнецы»: «Никогда не связывайтесь с женщинами — они сделаны из ребра, а в нем даже костного мозга нет». По счастью такая, прямо, скажем, не сильно оригинальная история щедро сдобрена юмором, благодаря чему смотреть на борьбу за сердце безымянной героини как минимум не скучно. В какой-то момент старший из двух кавалеров решает, что оно того не стоит, и бросает девушку посреди пустыни. Однако девушка возвращается. Тогда он продает ее местному стражу закона. Но кажущийся жутким сладострастником полицейский уже на следующий день возвращает подобный «подарочек». Выкинь такую в кишащую крокодилами реку, крокодилы бы вернули ее в целости, лишь бы больше не видеться. Впрочем, когда вы живете в 11 000 км от Нью-Йорка (как нас уверяют начальные титры), выбирать не приходится.
На восприятие ленты очень сильно влияет выбранный режиссером способ повествования. В ней нет диалогов, персонажи говорят исключительно обрывками фраз, не требующих какой-то реакции собеседника, имена им заменяют междометия (название, собственно, и слеплено из тех звуков, которыми троица героев называет друг друга), а раскрытие образов идет скорее через пластику, а не мимику и, тем более, речь. При этом видеоряд нельзя обвинить в бедности —ночные сцены, в отличие от дневных, изобилуют красками, сцена свадьбы, на которой оказывается старший из пастухов, и вовсе поражает красотой костюмов, а звучащая на фоне музыка Клода Самара, удивительным образом сочетающая среднеазиатские и европейские мотивы, и вовсе передает больше эмоционального напряжения, чем актерская игра. Техническая часть фильма, несмотря на то, что за 22 года он сильно «состарился», вообще очень неплоха для такого «камерного» проекта, а франко-итальянская команда, ответственная за нее, достойна только комплиментов (разве что костюмы пастухов сделаны прям нарочито рваными — в пустыне, где приходится полностью скрывать лицо тканью, чтобы не обгореть, голые коленки или короткие рукава у главной героини смотрятся нелепо).
Фильм и внутри себя, и сам собой, как будто говорит о безвременной кончине чего-то некогда великого. Герои, живущие в начале нового миллениума, но пользующиеся запряженной ослом тележкой вместо машины, на самом деле окружены руинами высокоразвитой цивилизации: то тут, то там встречаются обломки самолетов, в небе еще видны их инверсионные следы, полицейский — единственное напоминание о существовании государственной власти — разъезжает на стареньком драндулете, но жизнь течет так же размеренно, как она текла при Тамерлане. Более того, время явно повернуло вспять, и если женщины в фильме «Без страха» в унисон с тяжелой поступью прогресса отказывались от паранджи, то тут героине-европейке, наоборот, приходится ее надеть от греха подальше. Собственно, и сам «Бо ба бу» это лишь осколок некогда великого советского кино, затерявшийся во времени и явно движущийся не в том направлении, что и окружающий мир. Трагично свыкаться с мыслью, что люди, когда-то определявшие образ будущего, теперь вынуждены оглядываться на прошлое, а история, рассказанная Хамраевым, увы, оказалась слишком проста для Хамраева.